Top.Mail.Ru
архив

Двадцать две уловки

Компании «Роснефть» и «Сибнефть» не доплатили  в 2000 – 2001 годах налогов в бюджет на общую сумму 11 млрд руб., ни по одному пункту не нарушив действующего налогового законодательства.

Об этом в начале прошлой недели сообщили Совету Федераций аудиторы Счетной палаты Владимир Пансков и Владислав Игнатов. «Подход, применимый к другим компаниям, неприемлем в отношении нефтяников, – резюмировали они. – Ограничить их поле для ухода от налогов можно, лишь изменив основы налогообложения отрасли».

В отчете Счетной палаты были перечислены основные схемы, с помощью которых нефтяные компании оптимизируют свои налоговые отчисления и создают проблемы, затрудняющие фискальный контроль в отрасли. Проверку отчетности нефтяных компаний осуществляют обычно районные инспекции, что дает вертикально интегрированным группам возможность искажать общую картину состояния своих финансов, перебрасывая фонды из региона в регион. Подразделения компаний, обмениваясь между собой партиями сырья по внутрикорпоративным ценам, управляют объемами своих налогооблагаемых баз. Диапазон внутренних цен госорганы не могут регулировать, так как у них есть право вето лишь на сделки, в которых цена отклоняется от рыночной более чем на 20%. В России нет нефтяной биржи и нет критерия рыночной цены. Компании платят львиную долю налогов от лица тех структур, которые имеют больше налоговых льгот. Так, «Роснефть» концентрировала активы в своих представительствах на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, которые получали от администрации ощутимые налоговые послабления. А «Сибнефть» по понятным причинам самые значительные налоги платила на Чукотке. Кроме того, штаты компаний – трейдеров «Сибнефти» формировались из «социально незащищенных» групп населения, облагаемых налогами по льготным ставкам.

Представитель «Сибнефти» Алексей Фирсов сказал корреспонденту «Ко»: «Финансы всех крупных налогоплательщиков сейчас постоянно контролируются. Мы довольны тем, что никаких правонарушений у нас не выявлено».

Нефтяные компании уже привыкли к тематическим проверкам Счетной палаты и других контрольных органов. Еще в июле 2000 года министр финансов Алексей Кудрин обратил внимание МНС на странные диспропорции в налогообложении российских нефтяных компаний. Так, по итогам 1999 года компания «Сибнефть» платила в три раза меньше налогов с каждой указанной в отчетности тонны, чем ЛУКОЙЛ или «Сургутнефтегаз», и в четыре раза меньше, чем «Роснефть» и ОНАКО.

Сейчас многих аналитиков удивляет тот факт, что в центре нового скандала оказалась государственная «Роснефть», которая выплатила сэкономленный на налогах 1 млрд руб. в казну в форме дивидендов. Если в интересе аудиторов к «Сибнефти» нет ничего неожиданного (ее финансовые показатели, представляемые для западных инвесторов, очень сильно отличаются от тех, что она сдает российским налоговикам), то нападки на «Роснефть» трудно объяснить иначе как попытку государства показать рынку, что для всех правила игры одинаковы. К тому же государственным чиновникам нужно как-то демонстрировать свою полезность, особенно в предвыборный год. Давно отмечена закономерность, что разговоры о «бессовестных нефтяных компаниях, обкрадывающих казну и народ», заметно активизируются в периоды, когда в воздухе витает запах типографской краски на избирательных бюллетенях. Осенью 1999 года Федеральная служба налоговой полиции собиралась возбудить ряд уголовных дел в отношении нефтяников, оптимизирующих налоги при помощи бартерных сделок.

«В этот раз проблема ухода от налогов, скорее всего, вновь будет спущена на тормозах, – считает эксперт компании «Центринвест» Александр Блохин. – Предложения аудиторов по реформированию отрасли пока невыполнимы. Они просят власть учредить нефтяную биржу, но биржа, «спущенная сверху», обречена на провал. Нефтяные компании сейчас и сами размышляют над возможностью ее создания, но остается нерешенным вопрос: кто и чем на ней будет торговать, если в отрасли действуют в основном интегрированные структуры? Возможно, биржа появится сама, когда нефтяной бизнес перестанет быть таким прибыльным, как сейчас, и в нем появятся новые операторы».

Еще по теме