«Вагоны» повышенной престижности
Во всем мире у них столько названий – не счесть: Avant, Break, Caravan, Turnier, Touring, Variant, Wagon, StationWagon… И только в России автомобили с двухобъемным кузовом и пятью дверями (одна из них – задняя) называют «универсалами». Казалось бы, само это обозначение предполагает, что машины подобного типа должны пользоваться повышенным спросом: чем плохо иметь автомобиль на все случаи жизни? Однако успешным продажам универсалов у нас мешают сложившиеся потребительские предубеждения.
Первое и, пожалуй, самое устойчивое из них – «универсалы непрестижны». Действительно, до начала 90-х автомобиль с таким кузовом рассматривался прежде всего как утилитарное транспортное средство, этакий грузовичок повышенной комфортности. Самым же престижным считался седан – именно с этим кузовом выпускаются автомобили представительского класса. Однако мода на экстремальные виды спорта и активный образ жизни, которая пришла одновременно с возросшим уровнем жизни европейцев, резко изменила вкусы покупателей. Для занятия гольфом, горными лыжами, серфингом и т.д. требуются вместительные автомобили.
Немцы подсчитали, что водитель, который ездит, скажем, на «трешке» BMW с кузовом универсал, покрывает на своем автомобиле большие расстояния, чем водитель седана 3-й серии. Как правило, Touring (так у BMW принято называть универсалы) покупают люди, предпочитающие отправляться на уик-энд или в отпуск на своем автомобиле. А зачем, в особенности в Европе, связываться с самолетом или поездом? Все BMW рождены для тысячекилометровых бросков по автобанам, а универсал к тому же имеет функциональный багажник.
Избавиться от имиджа «сараев» универсалам помогло не только приобщение к моде на активный образ жизни. Автомобильные дизайнеры чутко отреагировали на изменение потребительских предпочтений и начали рисовать «вагоны» с вдохновением, которое прежде они тратили разве что на купе и кабриолеты. Если посмотреть на современный модельный ряд европейских и японских производителей, то нетрудно заметить, что внешне автомобили с кузовом универсал ни в чем не уступают седанам, а зачастую выглядят более цельно и агрессивно. Причем это относится не только к автомобилям престижных марок, но и к сегменту гольф-класса: мало кто поспорит, что, например, универсал FordFocusWagon смотрится более цельно, чем седан этой же модели.
Дизайнеры Audi, BMW, Mercedes – лидеры класса премиум – уделяют сегодня универсалам особое внимание, рисуя их более стремительными и напористыми. В облике таких автомобилей, как новый AudiA4 Avant, BMW 3-й серии Touring, MercedesE-класса T-Modell, вы не найдете ни грамма «лишнего веса». Эти автомобили доказывают, что в своих модельных линейках автопроизводители отныне отводят седанам наиболее консервативную роль. Самыми же утилитарными отныне считаются так называемые микровэны – автомобили с однообъемным кузовом – например, MercedesVaneo, OpelZafira, RenaultScenic. Автомобили с кузовом универсал тяготеют теперь к спортивности не только в облике, но и в манере поведения на дороге.
Яркий пример такого подхода – универсалы от Audi. Для компании из Ингольштадта выпуск полноприводных универсалов Avant с ярко выраженными спортивной внешностью и характером стал одним из главных факторов нынешнего успеха фирменного брэнда.
Кстати, кузов универсал в силу своих компоновочных особенностей наиболее удобен для размещения полноприводной трансмиссии, а соединение универсалов и внедорожников – одна из самых заметных тенденций в автомобильном дизайне последних лет. Так, в частности, считает руководитель направления дизайна Saab Майкл Мауэр. Последние новинки этого направления – MitsubishiOutlander, продажи которого начнутся в конце весны, и концепт-кар полноприводного Saab 9-2.
При этом универсалы испытывают жесткую конкуренцию со стороны микровэнов. Впрочем, автопроизводители не собираются покидать эту нишу. Универсалы делаются еще более спортивными и многофункциональными – они превращаются в специализированные автомобили для активного отдыха. Так, например, Mercedes недавно представил концепт-кар Vision GST. Эта аббревиатура расшифровывается как Grand Sports Tourer – большой спортивный универсал. По замыслу создателей Vision GST должен сочетать в себе преимущества спортивного седана, универсала, минивэна и внедорожника. Он имеет 8-цилиндровый мотор объемом 5,5 л мощностью 360 л.с., полноприводную трансмиссию и шестиместный салон.
Впрочем, росту популярности универсалов в России мешают не только умозрительные заключения о непрестижности, об эстетических недостатках «вагонов», но и весьма конкретное обстоятельство – более высокая по сравнению с другими типами кузовов цена автомобиля. И наиболее ощутима она в гольф-классе. Например, универсал OpelAstraCaravan стоит на $1000 дороже седана этой модели. В случае с FordFocus разница составляет $600, а с ToyotaCorolla – все $1500. Однако есть обстоятельство, которое нивелирует этот недостаток: универсалы дешевеют медленнее, чем седаны и хэтчбеки, а продать их на вторичном рынке легче, так как они пользуются повышенным спросом.
Данные опросов читателей журнала «За рулем» показывают любопытные результаты в части симпатий современных россиян к автомобильным кузовам различной формы и назначения. Отвечая на вопрос «Автомобиль с каким кузовом вы приобретете, когда будет такая возможность?», только 31% читателей журнала сделали выбор в пользу седана. Гораздо больше приверженцев у универсала – 38%, 12% предпочли бы практичные хэтчбеки, а 11% купили бы семейный минивэн. Это исследование еще раз подтверждает тот факт, что главным препятствием для популяризации в России автомобилей с кузовом универсал являются предрассудки: многие люди до сих пор ставят свои эфемерные представления о престиже выше сугубо практических соображений.