Top.Mail.Ru
архив

Дырявые границы России

Нелегальный импорт товаров в Россию превышает $12 млрд в год. Сохранить эти деньги для казны премьер Михаил Фрадков намерен за счет реформы Федеральной таможенной службы. Но вряд ли его надежды оправдаются. Изменения коснутся лишь «челноков», а не крупных контрабандистов и коррупционеров-таможенников.

 

Таможенные сборы приносят российской казне более 40% дохода. За девять месяцев этого года таможенники перечислили в бюджет около $40 млрд. Достижение, которым так гордится Федеральная таможенная служба (ФТС), рекордом не назовешь. Таможенники сами признаются, что проверяют лишь 10% от проходящих через российскую границу товаров, тогда как «теневой» импорт, по оценкам Центрального банка, ежегодно наносит российской казне ущерб в $12 млрд. Сотрудники ФТС жалуются на отсутствие технических средств, которые помогли бы ликвидировать эти потери, но списывать все проблемы на изобретательных контрабандистов – некорректно. Не секрет, что часть упущенной прибыли в виде взяток оседает в карманах сотрудников самой таможни. За первую половину 2005 года прокуратура возбудила более 140 дел, связанных с коррупцией в таможенной сфере. К уголовной ответственности были привлечены около 120 сотрудников таможни.

 

Чугунные телевизоры, или Алмазы в брюхе анаконды

 

Пристрастия контрабандистов далеко не всегда зависят от стоимости перевозимого нелегальным путем товара. Больше всего денег государству приносит экспорт энергоресурсов. Но этот бизнес не популярен у нелегалов. По словам представителя одной из российских нефтяных компаний, сейчас часть «черного золота» действительно уходит из России без уплаты таможенных сборов. Эта ситуация вынужденная: полностью контролировать экспорт нефти по железной дороге и морскими или речными танкерами технологически невозможно. Объем контрабандной нефти не превышает 1% от всего экспорта этого сырья из России. Контрабандистов гораздо больше интересует импорт товаров повседневного потребления: часов, продуктов и бытовой техники. Например, нелегальный импорт из Китая и Турции одежды и обуви в 2,5 раза превышает их отечественное производство. Везут товары не только поездами или на кораблях, но и целыми автоколоннами.

В основном используется схема, разработанная еще начале 1990-х годов, – подмена документов о грузе. Коммерсанты декларируют один товар под видом другого: удочки вместо мобильников, половые тряпки вместо кожаной обуви, старые автопокрышки вместо современной техники. Как рассказал «Ко» замглавы отдела информационных технологий Таможенной службы России Алексей Сарук, самым курьезным случаем подмены импортируемого товара стала попытка провести из Хельсинки в Углич плазменные телевизоры общей стоимостью в $6 млн под видом чугунных ванн за $18 000. Афера была раскрыта, когда таможенники подсчитали, что этой сантехники хватит на каждую семью небольшого ярославского городка.

Нередко перевозчики инсценируют пожар или заявляют о краже груза. В этом случае они также платят экспортные сборы, но проверить, какой товар пересек границу, таможенники уже не в состоянии. Обычно перевозчики декларируют пропажу дешевого товара, тогда как провозят за границу дорогостоящие грузы. Сотрудники ФТС до сих пор гордятся задержанием крупной партии драгоценных камней на сумму в несколько миллионов евро, изъятой год назад у директора фирм «Любовь» и «Сансэрите» Людмилы Гараниной. В ее офисах и квартире оперативники нашли около миллиона бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов. Драгоценные камни переправлялись курьерами из Индии и Таиланда в каблуках туфель и сумках с двойным дном. Любят вспоминать в ФТС и об экзотических животных. За последнее время таможенники изъяли более 100 нелегально ввозимых представителей фауны, в том числе 45 игуан, 5 тигровых питонов, 24 хамелеона и даже одну анаконду.

У импортеров другое мнение. По словам руководителя департамента по таможенному праву компании STS Logistics Сергея Фалина, таможня зачастую не имеет представления о реальной цене товара и ориентируется на данные из своей базы. Случается, что инспекторы судят о стоимости груза «на глазок».

 

Гора родила мышь

 

Существующие методы борьбы с контрабандистами и недобросовестными таможенниками эффективными не назовешь. Например, глава Минэкономразвития Герман Греф предлагал избавиться от скандалов на границе за счет таможенных брокеров – посредников между таможней и торговцами. Брокеры консультируют клиента и отстаивают его интересы, а также экономят время при оформлении грузов. В идеале эти специалисты должны не только облегчить жизнь бизнесменам, но и отбить у них желание провозить товары в обход закона или давать взятку таможеннику. Правда, после вступления в прошлом году в силу нового Таможенного кодекса, число таможенных брокеров в России сократилось вдвое – с 600 до 300 компаний. Этот бизнес многим стал не по карману – попасть в реестр таможенных брокеров стоит около 50 млн руб. Из оставшихся на плаву брокеров более 30% работают «по-черному», без уплаты налогов. Они обслуживают компании-однодневки, желающие получить сиюминутную прибыль.

Большие надежды чиновники возлагали на введение электронного декларирования. Суть его такова: данные о грузах проверяются с помощью компьютера еще до пересечения границы, а сама «растаможка» занимает считанные минуты, экономя, помимо времени, и накладные расходы. Однако система, зарекомендовавшая себя в Европе и США, в нашей стране за год не прижилась. Время и стоимость подготовки документов только возросли, а разработанная для электронной декларации программа оказалась не совместимой с существующими программами таможенных брокеров.

Убедившись в печальном опыте инноваций, чиновники решили подойти к реформе таможенного законодательства «по старинке». Пакет поправок в Таможенный кодекс, который поступит в Госдуму уже в конце ноября, предлагает начать борьбу с контрабандой обычных «челноков». Сейчас большая часть нелегального ширпотреба поступает в Россию по так называемым схемам «верблюдов». По словам Татьяны Бекленищевой, главы пресс-службы ГУ по борьбе с контрабандой ФТС, с «кораблями пустыни» сравнивают «челноков», которых нагружают тюками по 50 килограммов – именно столько «частник» может провезти без дополнительных сборов. Причем стоимость его товара не должна превышать 65 000 руб. После изменения таможенного закона, «челноки» беспошлинно смогут провозить не более 30 килограммов груза, цена которого не будет выходить за пределы 20 000 руб. Тем самым, по мнению чиновников, «челночная» контрабанда станет экономически невыгодной, и «теневые» бизнесмены от нее откажутся.

 

Начать с самого себя

По мнению экспертов, в реформе таможенного законодательства действительно есть рациональные зерна. Например, создание единого банка данных об экспортно-импортных операциях. Однако они убеждены, что борьбу с нелегальным экспортом и импортом таможенникам необходимо начать не с «челноков», а с самой таможни. Объем взяток в этом ведомстве оценивается в $1 млрд в год. Даже попасть на работу в ФТС недешево. В августе этого года при получении взятки был задержан начальник отдела кадров Выборгской таможни, который требовал более 150 000 руб. за прием на работу таможенного инспектора.

 

Как заявил «Ко» исполняющий обязанности главы Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, таможня берет в оборот «челноков», закрывая глаза на миллиарды долларов, оседающие в карманах компаний, которые предпочитают «договариваться» с чиновниками. Определять, является груз легальным или нелегальным, имеют право лишь таможенники – они могут трактовать законодательство по своему усмотрению. «Поскольку ряд тарифных ставок на таможне завышены, половина торговцев пользуется «серыми» схемами: одну часть товара они провозят по полной стоимости, а другую декларируют под видом другого товара по низкой цене. Уличенным в использовании «серых» схем предпринимателям грозит штраф до 250% от стоимости груза. Однако максимальные штрафы зачастую налагаются на тех, кто не смог договориться с таможней. Пока руководители ФТС не усилят контроль над своими сотрудниками, контрабанда будет процветать, и реформа законодательства положения не поправит», – уверен Кирилл Кабанов.

 

Дипломатический канал

Существуют маршруты, где контролировать ввоз или вывоз товаров практически невозможно. Это дипломатические каналы. Таможенники не могут назвать примеров, когда чиновники, которые пользовались такой привилегией, были бы привлечены к уголовной ответственности даже при обнаружении у них контрабанды. Чаще всего, такие случаи задержания называют случайностями. Например, в мае этого года в питерском аэропорту «Пулково» был задержан глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. При досмотре в его сумке обнаружили патроны к пистолету ТТ и заряд для гранатомета. Депутат заявил, что боеприпасы ему подбросили. Было заведено дело, по которому Плескачевский проходил в качестве свидетеля, но его вскоре закрыли. Как рассказал «Ко» один из таможенников, нынешний президент «Сибнефти», зампредправления «Газпрома» Александр Рязанов в 2003 году якобы вывез в Туркмению раритетную книгу персидского поэта Саади Ширази 1651 года издания, которая предназначалась в подарок Туркменбаши. В Ашхабад делегация «Газпрома» летела на чартере, и гостей тщательному досмотру не подвергали. Между тем на вывоз этой книги из России нужно было получить разрешение Минкультуры.

 

Контрабанда от Гитлера

Старый Свет в последнее время полюбил технику и «сувениры» времен Великой Отечественной войны. Особенно ценят такой товар в Германии, где его покупают в качестве родовых реликвий. В Смоленске был задержан танк «Тигр», который пытались перевезти под видом металлолома. Броневая машина была в идеальном состоянии. Несколько ранее в Англию хотели вывезти самолет «Мессершмит». Реликвии второй мировой войны покупают не только за рубежом, но и в России. Накануне 60-летия Победы на границе с Голландией задержали посылку, в которой оказался подлинный архив аса Люфтваффе Гюнтера Дойчмана. На бумагах присутствовали автографы Гитлера, Геринга и Кальтенбруннера. Другой востребованный товар – предметы антиквариата – контрабандисты еще недавно предпочитали провозить под видом современных картин, рисуя на старом полотне новую картинку. Теперь этот проверенный способ практически не применяется. Таможенная техника выявляет такое «наложение» с точностью до штриха. Современные контрабандисты провозят реликвии на теле или в сумках с двойным дном. По словам Бекленищевой, каждое произведение искусства вывозится и ввозится по заказу коллекционеров. Причем география незаконного оборота старинных икон в последние годы изменилась. Европа насытилась российскими религиозными диковинками. Теперь произведения церковного искусства везут в Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток.

Еще по теме