$ 75.74
 89.66
£ 97.84
¥ 72.44
 83.11
GOLD 1950.52
РТС 1228.64
DJIA 27657.42
NASDAQ 10793.28
мнения

EdTech оттянул инвестиции на себя

Фото: ТАСС Фото: ТАСС
Илья Паршин — генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»

В последние годы в EdTech начали активно вкладывать импакт-инвесторы (термин вошел в обиход благодаря фонду The Rockefeller Foundation) — те, кто ставит своей целью не только прибыль, но и измеримый, общественно-полезный и значимый вклад в развитие общества.

Тренд идейных инвестиций в технологических отраслях традиционно сосредоточен на EcoTech и медицинских исследованиях, в том числе по борьбе с раком, однако не все сделки можно рассматривать как импакт-инвестиции. Ряд объективных мировых тенденций привел к тому, что возрос приоритет проектов и в сфере образования. Так, по данным ООН, около 38 % детей в мире покидают школу, не имея даже элементарных навыков счета, чтения и письма, — налицо огромное неравенство в доступе к знаниям. Чтобы решить эту проблему, ЮНЕСКО рекомендует всем развивающимся странам внедрять технологии, в первую очередь бесплатные удаленные сервисы для школ.

Рост привлекательности EdTech

Объем инвестиций в образовательные проекты растет год от года. В 2019 году EdTech-проекты привлекли рекордные 18,66 млрд $ (годом ранее — 16,34 млрд$). В первом квартале 2020 года образование попало в шестерку индустрий, в которых было собрано больше всех инвестиций на ранней стадии в США. В Индии это был единственный сегмент, который показал положительную динамику в первом квартале по сравнению с тем же периодом годом ранее.

В Китае после восстановления инвестиционной активности в марте отрасль EdTech стала одним из двух лидеров по объему сделок. При этом многие сделки, которые мы увидели во время пандемии, готовились заблаговременно, то есть тренд назрел уже давно.

Детское образование в первую половину года заметно оттянуло на себя внимание инвесторов. И хотя другие сегменты EdTech по-прежнему считаются перспективными (например, в июле Coursera закрыла очередной раунд в 130 млн $), эти четыре ниши обладают большим потенциалом дальнейшего роста:

  1. Развитие детей дошкольного возраста. Например, Lingumi — британская платформа для дошкольников — в январе 2020 года привлекла чуть менее 5 млн $ на развитие сервиса. В этой нише ожидается дальнейший рост, учитывая, какое количество родителей впервые столкнулось с ситуацией непрерывного пребывания на карантине с детьми, необходимостью занимать их развивающими играми или давать соответствующий возрасту обучающий полезный контент.
  2. Дополнительное образование для школьников. Так, очень удачно 2020 год начался для индийской платформы Vedantu, позволяющей учителям обучать школьников через интернет, которая в первом квартале привлекла 24 млн $ от GGV Capital. В марте 2020 года Preply — украинская площадка для изучения различных школьных дисциплин и не только — закрыла новый раунд в 10 млн $. Компания уже заявила о планах по выходу на рынок США.
  3. Изучение иностранных языков. Несмотря на довольно высокую конкуренцию в этом сегменте, он по-прежнему отличается высоким инвестиционным потенциалом. Особенно это касается детского образования. Так, российский стартап Novakid (онлайн-школа английского языка) привлек 1,5 млн $ со стороны венчурных фондов LETA Capital и BonAngels.
  4. Приложения с применением технологии искусственного интеллекта. AI-приложения позволяют оптимизировать образовательный процесс далеко не только в языковой сфере. Так, индийская AI-платформа WizKlub, помогающая детям в возрасте от 5 до 15 лет развивать когнитивные навыки, в январе этого года привлекла порядка 1 млн $.

Стабильный интерес к сегменту детского образования подтверждает и рейтинг единорогов: по версии HolonIQ, четыре самые крупные EdTech-компании мира — индийский ByJu's и китайские Yuanfudao, VIPKid и Zuoyebang — относятся именно к этой сфере.

Импакт-инвестору важно знать

Идейные инвесторы часто говорят о том, что вложения в образование нельзя рассматривать только с точки зрения business value. Мне импонирует позиция Ларри Ленхарта, партнера фонда NewView Capital: «Образование — рынок, который активно воздействует на другие сферы. Это отличная возможность для предпринимателей менять к лучшему жизнь целых наций и даже мира. Это не тот бизнес, куда ты входишь только ради денег. У тебя должна быть страсть к образованию и обучению, видение долгосрочных перспектив, чтобы добиться желаемых изменений».

При этом импакт-инвестиции не имеют ничего общего с благотворительностью. К выбору проектов можно и нужно подходить критически. Несмотря на то что вложения в EdTech сегодня рассматриваются как перспективные, это по-прежнему «длинные» деньги со всеми вытекающими из этого рисками. К тому же цифровое обучение — это достаточно молодой рынок, на котором еще не до конца выработались однозначные подходы к оценке проектов. В качестве активов EdTech-компании могут рассматриваться:

  • платформа с высокой степенью автоматизации таких процессов, как регистрация пользователей, формирование плана обучения, тестирование и мониторинг обучения, создание и проверка заданий;
  • команда с сильными компетенциями в разных областях: педагогика, методология, аналитика, разработка, маркетинг и продажи;
  • обоснованная стратегия развития продуктовой, технической, методологической сторон проекта;
  • непрерывность процессов постоянного улучшения продукта, эффективность взаимодействия с пользователями.

Кроме того, важно понимать, что финансовая модель проекта и юнит-экономика должны быть жизнеспособными вне зависимости от того, как будет дальше развиваться ситуация.

Новые подходы к образованию

Российский EdTech-рынок активно растет и увеличивается с каждым годом, его участники выходят на международную арену — например, «Алгоритмика», «Учи.ру», Digital Banana. Потенциал роста далеко не исчерпан.

Совместное исследование «Учи.ру» и Vinci Agency, которое мы провели в мае этого года, показало резкий рост числа поисковых запросов в Google на современные подходы к обучению школьников, большая часть которых связана с EdTech. Так, одним из лидеров роста запросов стал Zoom для школы. С переходом школ на дистанционный формат обучения мы в «Учи.ру» запустили «Виртуальный класс» — сервис для видеоуроков, доступный в личном кабинете учителя и позволяющий проводить индивидуальные и групповые онлайн-уроки с видео, демонстрировать ученикам документы, презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку. По итогам мая 2020 более 110 тыс. учителей провели 810 тыс. уроков в виртуальном классе.

Еще один мощный тренд — рост запросов на массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые за время самоизоляции пользователи искали в интернете чаще, чем за минувшие пять лет. 

Кроме того, резко возросли запросы на новые форматы и модели обучения, так или иначе предполагающие интеграцию технологий: гибкое и смешанное обучение (в том числе по модели «перевернутый класс»), обучение по запросу и STEAM-образование.

Все это говорит о том, что EdTech, особенно в сегменте детского образования, имеет колоссальный потенциал роста.