Эффект Джозефа Байдена
Вадим Меркулов — директор аналитического департамента «Фридом Финанс»:
Главными пунктами предвыборной кампании нового президента США Джо Байдена стали вопросы экологии, сокращения вредных выбросов и перевода американской экономики на возобновляемые источники энергии. Четких и ясных очертаний «Зеленый план» пока не обрел, однако уже сейчас можно сделать предположения, как повлияют идеи американского лидера на отдельные отрасли экономики.
Похоже, первая жертва нового курса уже выбрана. Черную метку получила угольная отрасль. При правлении администрации Джо Байдена разрешения на строительство электростанций, работающих на угле, выдаваться не будут. Заявления о поддержке угольщиков, которые потеряют работу в итоге перехода к более чистым источникам энергии, не добавляют оптимизма добывающим компаниям.
Отрасль находится под давлением последнее десятилетие. Стремительный рост добычи газа в результате сланцевой революции снизил стоимость голубого топлива и повысил эффективность строительства генерирующих мощностей, использующих газ. В результате этого номинальная мощность угольных станций с 2010 по 2019 год упала на 27,5 %, до 248 ГВт.
В текущем году должны быть выведены из эксплуатации еще 15,8 ГВт, а к концу первого срока Байдена мощность должна снизиться до 217 ГВт (прогноз Минэнерго США) даже без дополнительного давления на отрасль. Добыча угля за период 2010–2019 годов упала на 34,9 %, а доля в генерации энергии снизилась с 46 до 24 %.
Сокращение доли угля в энергобалансе США оставляет надежду на относительно спокойное будущее компаниям, добывающим природный газ, при сжигании которого выделяется в два раза меньше вредных веществ. Дополнительным фактором в пользу сохранения доли газа в генерации является значительная роль технологий по улавливанию углекислого газа, выделяемого электростанциями, которая им отводится в плане Байдена.
Главные действующие лица в перестройке американской электроэнергетики
Судьба добывающих уголь компаний выглядит не слишком обнадеживающе, тем не менее в наступающем году они могут дать последний бой возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).
Несмотря на «зеленую» риторику Байдена, первый год его правления, вероятно, будет отмечен существенным ростом выбросов углекислого газа в атмосферу в США.
Восстановление экономики приведет к увеличению генерации электроэнергии на 0,5 %, до 3 876 млрд кВт/ч, при этом высокие цены на газ обусловят рост генерации угольными станциями. По прогнозу Минэнерго США, в 2021 году угольная генерация выработает 963 млрд кВт/ч — на 23,4 % больше, чем в текущем (−15 % для газовых станций). Объем генерации ВИЭ вырастет на 10 %, до 840 млрд кВт/ч.
В данных условиях лидеры угольной отрасли — Peabody Energy Corporation (BTU) и Arch Resources (ARCH), — потерявшие с начала года 85 и 53 % капитализации соответственно, могут показать существенный восстановительный рост в 2021 году. Тем не менее в долгосрочной перспективе компаниям, вероятно, предстоит процедура банкротства.
Несмотря на то, что доля генерации от ВИЭ за 10 месяцев 2020 года сравнялась с угольной (по 19,5 %), динамично растущие ветряные и солнечные станции занимали всего 8,5 и 2,5 % в энергобалансе соответственно, тогда как более 38 % в генерации ВИЭ приходится на гидроэнергетику, существенного ввода объектов по которой не планируется.
Таким образом, для замены угля выработка ветряной и солнечной энергетики в совокупности должна утроиться. Поэтому газовая генерация, скорее всего, вырастет на горизонте нескольких лет. Данный вывод подтверждается планами компаний по вводу и выводу мощностей до 2027 года: при выводе 17 ГВт газовой мощности вводится 41,5 ГВт.
Планы Байдена по достижению чистой энергетики к 2035 году потребуют существенных инвестиций со стороны владельцев угольных станций, при этом потребление электроэнергии в США стагнирует на протяжении 13 лет после достижения пика в 2007 году. Поэтому гигантские инвестиции не приведут к росту выручки генерирующих компаний без дополнительных дотаций государства.
В настоящее время в США существует множество дотаций для инвесторов в генерацию на основе ВИЭ, основными из которых являются федеральные Investment Tax Credit (компенсация инвестиционных затрат путем снижения федерального налога на доходы) и Production Tax Credit (компенсация за 1 кВт/ч выработки на протяжении 10 лет, предусмотрен для ветроэнергетики).
На текущий момент ITC для крупной ветроэнергетики в 2021 году и позже не предусмотрен, а для солнечной энергетики запланировано снижение доли затрат, которые могут быть компенсированы. Причем начиная с 2022 года ITC для частных домовладельцев также не предусмотрен.
Вероятно, команда Байдена попытается увеличить льготы для ВИЭ, однако компенсация посредством снижения федеральных налогов должна быть одобрена Конгрессом. Даже с учетом льгот генераторам так или иначе придется сделать новые инвестиции в условиях стагнирующего спроса на электроэнергию в США.
При этом следует учитывать, что ветровые и особенно солнечные станции имеют низкий КИУМ (коэффициент использования установленной мощности — отношение фактического уровня генерации к максимальному). Например, в 2019 году КИУМ ядерной энергетики в США составил 93,4 %, а угольной — 47 %, тогда как ветроэнергетика имела КИУМ в 34,3 %, а солнечная — и вовсе в 24,3 %. Таким образом, чтобы заменить 1 ГВт мощности атомной электростанции, необходимо построить 4 ГВт солнечной или 3 ГВт ветровой.
Поэтому при плане вывода мощностей объемом 72,3 ГВт до 2027 года должно быть введено 128,1 ГВт новой мощности.
Из крупных американских генерирующих компаний к зеленому будущему лучше всего готова NextEra Energy, в структуре активов которой угольные станции занимают всего 5 %, в то время как возобновляемые источники достигают 38 %. С начала года акции компании прибавили 22 %, а капитализация впервые превысила показатель ExxonMobil (после ралли в акциях нефтегазового сектора Exxon вернула себе лидерство).
В наихудшем положении оказалась компания American Electric Power, более 50 % мощностей которой составляют угольные станции, а возобновляемая энергетика занимает скромные 4 %.
Главными бенефициарами энергетической перестройки будут компании, которые освоят инвестиции генераторов энергии.
Солнечные дни и попутный ветер
С 2010 по 2019 год выработка электроэнергии возобновляемыми источниками энергии в США выросла на 75 %, при этом общий объем генерации за тот же период сократился на 0,2 %. Наилучшую динамику показали ветровая и солнечная энергетики, результаты которых выросли в три и 59 раз соответственно.
По прогнозу Минэнерго США, в 2020 году ветроэнергетика и солнечная энергетика прибавят еще 15,2 и 26,6 % выработки, а в 2021-м ускорят рост до 17,5 и 29,6 % год к году. В период 2020–2027 годов уже согласован ввод в эксплуатацию 42 ГВт мощностей ветровых станций и 41 ГВт солнечных, тем не менее эффект для этих двух сегментов от ввода новой мощности будет значительно различаться.
По состоянию на конец сентября 2020 года объем генерирующих мощностей ветровых электростанций составлял 109,2 ГВт (+9,6 % год к году), тогда как солнечных — всего 41,4 ГВт (+27 % год к году). Таким образом, прирост «солнечных» мощностей после введения уже одобренных проектов превысит 86 %, тогда как эффект для ветровой генерации составит всего 33,3 %.
В данных условиях наибольшими темпами будет расти выручка компаний — поставщиков солнечных панелей. Тем не менее стоит отметить, что акции компаний достаточно сильно выросли в 2020 году и находятся выше своей справедливой стоимости, поэтому покупку бумаг данных эмитентов лучше осуществлять после коррекции в секторе.
Цель программы Байдена — сократить выбросы углекислого газа в строительстве на 50 % к 2035 году — включает локальное производство чистой энергии и может реализоваться в виде субсидий на установку солнечных панелей, а также прямого запрета на строительство новых частных домов без этих панелей. Например, с 2020 года запрет на строительство новых жилых домов до трех этажей без солнечных панелей вступил в силу в штате Калифорния.
Основным бенефициаром подобной политики станет компания Sunrun (RUN) — лидер по установке солнечных систем для частного сектора. Однако, как и в случае производителей солнечных панелей, акции RUN взлетели с начала года на 344 %, а потенциал роста к справедливой цене составляет 13,3 %.
Декларируемые в программе Байдена ограничения не приведут к значимому снижению добычи в США в обозримом будущем.
На протяжении предвыборной кампании риторика кандидата в президенты по отношению к добывающим компаниям значительно смягчилась. От полного запрета на гидроразрыв пласта (ГРП), технологии, которая сделала возможной американскую сланцевую революцию, планы сместились к запрету нового бурения на федеральных землях (28 % территории США) и водном пространстве.
В трех из пяти крупнейших по ресурсам углеводородов штатах, которые обеспечивают 58 % национальной нефтедобычи, доля федеральных земель не превышает 4 %.
От возможных ограничений добычи в Мексиканском заливе наибольшие потери могут понести британо-нидерландская Shell, крупнейший оператор в заливе с объемом 359 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки (ТБНЭ/С) по итогам 2019 года и британская BP — 287 ТБНЭ/С. Крупнейшими американскими операторами в заливе являются Chevron (231 ТБНЭ/С, 7,5 % общей добычи) и Occidental Petroleum (138 ТБНЭ/С, 10,7 %).
Призывы Байдена к защите Арктики и сохранению природы Аляски могут привести к ограничениям работы компаний в этом штате. В 2019 году на Аляске добывалось всего 4 % американской нефти, и данные объемы могут быть с легкостью замещены.
Тем не менее подобный запрет представляет угрозу крупнейшей добывающей компании на Аляске — ConocoPhillips, в структуре добычи которой регион занимает 16,2 %. Однако, вероятно, и на Аляске действия новой администрации ограничатся запретом на новое бурение на федеральных землях (61 % территории штата).
На мой взгляд, усилия по уменьшению негативного воздействия на экологию в части сокращения уровня потребления жидких углеводородов будут происходить не путем жесткого ограничения их добычи, а посредством снижения спроса. Главным пунктом в данном плане станет замена транспорта с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) на электрокары, так как транспортный сектор потребляет 68 % жидких углеводородов в США.
Повышение экологических стандартов к двигателям внутреннего сгорания и ускоренный переход на электротранспорт — плохая новость для нефтегазового сектора.
Одним из главных пунктов программы Байдена является ускоренное развитие электротранспорта в США. В частности, планируется предпринять следующие шаги:
закупка электрического автотранспорта для госорганов и государственных компаний;
установка 500 тыс. государственных зарядных станций до 2030 года;
обеспечение городов с населением от 100 тыс. человек общественным транспортом с нулевым уровнем выбросов;
запрет на производство автобусов с ДВС после 2030 года;
предоставление субсидий гражданам при замене автомобиля на более экологичный;
ужесточение требований к двигателям внутреннего сгорания по расходу топлива (54,5 мили на 1 галлон для легковых и легких коммерческих автомобилей к 2025 году).
Более жесткая экологическая повестка Байдена только ускоряет переход к использованию электротранспорта, который происходит по всему миру.
Плохим сигналом для нефтепереработчиков является перевод общественного транспорта на электротягу, так как автобус сжигает в день примерно в 30 раз больше топлива, чем легковой автомобиль, который используется в среднем всего 5 % времени (1,2 часа в сутки).
Повышение экологических стандартов к транспорту с ДВС и ускоренный переход на электрический транспорт повысят скорость развития двух трендов в американском секторе нефтепереработки: сокращение перерабатывающих мощностей и рост использования экологического топлива (этанол, биодизель).
Данные тренды получили отражение в котировках акций сектора в текущем году. Тогда как акции нефтегазовых компаний находятся на десятки процентов ниже уровней начала года, крупнейший производитель экологического топлива в США — компания Renewable Energy (REGI), — прибавившая с января более 100 %, согласно консенсусу рынка все еще имеет потенциал роста, превышающий акции нефтепереработчиков из индекса S&P 500.
После достижения максимального исторического уровня в 18,98 МБС мощности американских НПЗ сократились на 1,9 %, до 18,6 МБС на конец ноября.
По моему прогнозу, данная тенденция продолжится и приведет к изменению стратегий перерабатывающих компаний в пользу снижения объема инвестиционных и операционных затрат и повышения возврата средств инвесторам в виде дивидендов и обратного выкупа акций. Строительство новых перерабатывающих мощностей будет происходить за счет увеличения выпуска экологического топлива.
В любом случае пик потребления нефтепродуктов и газа транспортом с ДВС в США либо был пройден в 2019-м, либо это случится в обозримом будущем, так как сокращению потребления способствует не только рост доли электромобилей, но и постепенное выбытие более старого транспорта с повышенным расходом топлива по сравнению с новыми автомобилями.
Тем не менее, как и в ситуации с угольными электростанциями, в 2021 году потребление нефтепродуктов в США вырастет на фоне снятия ограничений на передвижение граждан. По прогнозу Минэнерго США, спрос вырастет на 9,3 % год к году, до 19,9 млн баррелей в сутки (МБС), при этом в августе 2021 года среднемесячное потребление превысит 20 МБС впервые с декабря 2019 года.
Министерство также ожидает и восстановления цен на нефтепродукты, котировки бензина год к году вырастут на 14,9 %, дизельного топлива — на 18,9 %, авиатоплива — на 19,1 %. В условиях восстановления рынка усилится и интерес инвесторов к эмитентам нефтегазового сектора, бумаги которых могут показать двузначный рост в будущем году.