Top.Mail.Ru
рынки

Эхо Махачкалы: какими будут экономические последствия беспорядков в Дагестане

События в Махачкале могут поставить под угрозу проект преобразования прибрежной полосы в туристический кластер. Фото: Денис Абрамов / РИА Новости События в Махачкале могут поставить под угрозу проект преобразования прибрежной полосы в туристический кластер. Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

В понедельник днем возобновил работу международный аэропорт Махачкалы, атакованный вечером воскресенья толпой. События на Северном Кавказе стали темой совещания высокого уровня в Кремле, а расследование уголовного дела в связи с массовыми беспорядками взято на контроль главой Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным. Как события минувших выходных отразятся на деловой репутации республики в целом и туристической отрасли Дагестана в частности, рассуждают опрошенные «Компанией» эксперты.

Что произошло в дагестанской столице

В воскресенье вечером Росавиация приняла решение о закрытии международного аэропорта Махачкалы. Решению ведомства предшествовали массовые беспорядки, учиненные толпой на территории аэровокзала. Собравшиеся у здания выступали против принятия самолета, направлявшегося в столицу Дагестана из Тель-Авива, а затем часть толпы прорвалась в помещения аэровокзала и на взлетно-посадочную полосу. Не обошлось без пострадавших — различные травмы получили около 20 человек. В больницах республики по-прежнему находятся пять из них, в том числе двое в тяжелом состоянии. Четверо из пяти пациентов — сотрудники полиции.

Региональные чиновники после ЧП перешли на круглосуточный режим работы, а для контроля за ситуацией в республике был создан оперативный штаб. «Нарушение порядка в махачкалинском аэропорту — это попытка не только дестабилизировать обстановку в регионе, но и остановить динамичное развитие республики», — заявил на заседании штаба глава Дагестана Сергей Меликов.

Расследование контролирует Москва

Уголовное дело в связи с массовыми беспорядками расследует центральный аппарат Следственного комитета РФ. В ведомстве заявили, что действиям всех причастных к произошедшему будет дана правовая оценка. В аэропорту изъяли записи с камер видеонаблюдения. В течение понедельника по месту жительства участников массовых беспорядков проходили обыски, в ходе которых изымалась оргтехника и телефоны. В Главном управлении МВД по СКФО сообщали, что удалось установить личности 150 активных участников воскресных событий, спустя сутки 83 из них были задержаны полицейскими.

Как отметил генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» Саид Рамазанов, в результате беспорядков пострадали оборудование и объекты инфраструктуры. Нанесенный аэропорту ущерб он оценил в несколько миллионов рублей.

В 14 часов понедельника по московскому времени аэровокзал возобновил работу, однако рейсов из Израиля в Махачкалу как минимум в ближайшее время не ожидается.

События в Дагестане стали темой совещания в Кремле, где президент РФ Владимир Путин предложил «тем, кто так заботится якобы о гражданах Израиля, провести расследование, чем занимаются их спецслужбы на Украине, если они пытаются инспирировать погромы в России». Как заявил глава государства, события в Махачкале «были инспирированы в том числе через социальные сети, не в последнюю очередь с территории Украины, руками агентуры западных спецслужб».

Реакция на туристическом рынке

В пресс-службе комитета по туризму Республики Дагестан корреспондентов «Компании» заверили, что никакой опасности для туристов нет, а по телефону горячей линии всегда готовы оказать всю необходимую информационную поддержку гостям республики.

Эксперт в сфере развития туризма Арсений Аредов напомнил, что основной туристический сезон в Дагестане приходится на весну и осень. По его наблюдениям, путешественников, планировавших поездку в республику, после ЧП обеспокоила не безопасность региона, а логистические вопросы, связанные с закрытием аэропорта. «Как показывает практика, у нас все достаточно быстро забывается, так что даже если сейчас будет спад, то в дальнейшем это будет не так сильно влиять. На данный момент я не вижу каких-то проблем для туристического рынка», — заявил он «Компании».

«Основная масса русскоговорящих туристов, которые мечтают посмотреть Дагестан, относится к событиям достаточно спокойно. Мы как раз сейчас собирали туристическую поездку на ближайшие праздники, был полностью набранный автобус. Я ожидала, что сегодня мне позвонят все и начнут сдавать билеты, но из автобуса на 50 человек всего одна женщина сказала, что она побаивается туда ехать», — отмечает, в свою очередь, Татьяна Ракулова, директор Объединения автопассажирских перевозчиков.

Имиджевые потери

Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин подчеркивает, что события в столице Дагестана означают имиджевую потерю для туристического направления и на восстановление этого имиджа потребуется время — от нескольких месяцев до полугода. По его словам, в сложившейся ситуации самих туристов непосредственно затронуло только закрытие аэропорта Махачкалы.

Согласно данным РСТ, за прошлый год Дагестан посетили 80 тысяч туристов. Сейчас в республике находятся свыше 10 тысяч путешественников, из которых около 2,5 тысячи прибыли по пакетным предложениям туроператоров. Достаточно много бронирований туров в Дагестан связано с предстоящими школьными каникулами и ноябрьскими праздниками. Аннуляции брони в РСТ пока не наблюдают, однако в туризме как «индустрии настроения и имиджа» любые изменения влияют на настроение потребителей. «Как надолго, покажет время», — говорит Горин.

События в Махачкале отбрасывают назад туристическую отрасль не только в Дагестане, но и в целом на Кавказе, считает эксперт по туризму малых городов России и преподаватель факультета гостеприимства РАНХИГС Юрий Щегольков. «Не помню таких событий, чтобы толпа с такими лозунгами захватывала международный аэропорт», — говорит эксперт. Щегольков считает, что турпоток станет восстанавливаться в перспективе, если подобные эксцессы не будут повторяться.

Дагестан — крупнейший из регионов Северного Кавказа, республика с миллионным населением, которая долгое время считалась одной из самых светских, напоминает, в свою очередь, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. По его оценке, волнения на национальной почве, приправленные религиозным экстремизмом, — это очень плохой знак для инвесторов, вкладывающих средства в индустрию гостеприимства и различные производства. «Для инвесторов вопрос рисков очень важен: люди разных национальностей приезжают работать и отдыхать, и, конечно, средневековый подход инвесторов отпугивает. События в Дагестане сильно ударили по результатам работы региональной и федеральной власти — потребуется достаточно длительное время для исправления имиджа», — говорит политолог.

Россияне только начали с интересом смотреть на отдых в Дагестане, индустрия гостеприимства была очень хорошим источником доходов для региона — как вдруг эта территория превращается в зону нестабильности, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Эксперт уточняет, что простой в течение одного дня в год не сильно скажется на итоговом финансовом результате аэропорта, если не было повреждено дорогостоящее оборудование. Основная нагрузка в результате ЧП ложится на авиакомпании, которым пришлось перенаправлять рейсы в другие аэропорты и тратить дополнительные деньги на содержание пассажиров.

Затрагивая обстоятельства инцидента, Гусаров напоминает, что службы безопасности аэропорта не способны остановить огромные толпы людей и могут эффективно противодействовать только 5–10 злоумышленникам. «Охрана объектов транспортной инфраструктуры — на правоохранительных органах. Остановить толпу, которую сложно было не заметить, нужно было на подступах к аэродрому», — говорит эксперт. «Авиационные службы в подобной ситуации могут только минимизировать возможные последствия: оперативными действиями остановить движение на аэродроме, обесточить какие-то объекты, эвакуировать пассажиров и работников, остановить воздушное движение, чтобы ЧП не привело к каким-то серьезным катастрофам», — напоминает собеседник «Компании».

Произошедшие события явно работают не на инвестиционную привлекательность региона, подтверждает и политолог Константин Калачев. Он высказывает мнение, что инвестиции в туризм на Каспии в настоящее время «не выглядят разумными вложениями». По его мнению, в республике пострадает не только туристическая отрасль, но и сектор недвижимости. События в Махачкале, уверен Калачев, — это результат отхода от принципов светского государства, транслируемого сверху, и распространения радикальных идей среди молодежи.

«Все эти проблемы копились годами и десятилетиями, просто в какой-то момент все загнали под ковер. Ничего нового нам не продемонстрировали, кроме того, что в острый момент мы наблюдали полное бездействие и затем жалкие оправдания», — дает он резкую оценку действиям региональных властей.

Инвестиционные планы Дагестана

Этим летом делегация республики представила на ПМЭФ-2023 проект «Каспийского прибрежного кластера», которому, по замыслу его авторов, предстоит стать главной точкой притяжения туристов в регион и развивать в особой экономической зоне морской и пляжный туризм. Предполагается, что в рамках проекта будет обустроено 6 км береговой полосы Каспийского моря, построена современная набережная, возведены спортивные и развлекательные зоны. Запланировано строительство 20 гостиниц от 3 до 5 звезд, коттеджей — всего до 12,5 тысячи мест размещения, тематических парков и других объектов для туристов. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму свыше 70 миллиардов рублей.