Энергия и коммерция
Оставлю за скобками политическую трактовку высказывания Чубайса, которое вызвало такую яркую публицистичную реакцию Юрия Михайловича Лужкова.
На самом деле Чубайс сказал правду, которая состоит в двух взаимосвязанных фактах. Во-первых, резервные мощности исчерпаны в результате колоссального роста энергопотребления в Москве и других крупных городах. И второе: техническое состояние энергетики аварийное. Для того чтобы говорить, что Чубайс врет, нужно доказать, что у нас есть какие-то мощности или что у нас нет износа технической базы энергетики. Ни то, ни другое доказать, по-моему, невозможно.
Преобразования, которые задумал Чубайс, еще практически не начались, поэтому никакого «результата самой реформы» пока нет. Но есть результат логики реформ. Логика всех наших либеральных реформ состоит в коммерциализации структур и максимальной передаче рынку всех функций централизованной системы управления.
Но коммерциализация идеологически исключает чрезмерные затраты на надежность – нести такие издержки экономически невыгодно. Все известные нам западные модели, построенные на этих принципах, чреваты системными авариями.
При этом надо учитывать аварии, не связанные с износом техники или даже с ошибками диспетчеров, а вызванные намеренно, то есть диверсии. Ни одна система, созданная по коммерческому принципу, не способна закладываться на такого рода риски. Люди, принимающие политическое решение о коммерциализации системы, должны понимать, что приносят в жертву ее надежность.
К тому же такая система, разбитая на отдельные сектора, не способна концентрировать ресурсы для создания новых мощностей. Строительство крупных электростанций и теплостанций – это, как правило, инвестиционные государственные проекты, а в нашем случае – исключительно государственные.
Когда у вас огромные излишки энергопотребления, действительно раздолбанная техническая база, очень интересно разговаривать про реформы и вообще заниматься реструктуризацией, привлекать внешних инвесторов, это полезно и важно. Но когда у страны имеются огромные «избыточные» ресурсы, почему не обратиться к государству. К тому же при необходимом размере вложений и сроках их окупаемости ни на какой частный бизнес сегодня мы рассчитывать и не можем.
Энергетика всегда окупится. Нынешний платежеспособный спрос на энергию огромен, начиная от частных потребителей и до предприятий всех видов деятельности. У государства есть ресурсы, для того чтобы коммерчески эффективно удовлетворить этот спрос. Но такой путь прямо противоречит всей логике чубайсовской реформы.
Хочу отдать должное Анатолию Борисовичу: после всех этих препирательств с Лужковым, он все-таки заявил, что государство должно вкладывать деньги в генерацию энергии. Это может быть свидетельством того, что для Чубайса реальные проблемы, задачи и ответственность за то, как будет развиваться энергетика, важнее, чем его собственные идеологические схемы, на реализацию которых он потратил кучу времени и сил.
Энергетика должна быть единой корпорацией, способной выполнять стратегические государственные задачи по развитию, гарантировать ту инфраструктуру, на которой может расти и развиваться эффективный рынок. Это не означает, что какие-то сферы и предприятия не могут быть коммерциализованы, но и не должно быть главной целью. Основной задачей является обеспечение устойчивого развития энергетики, чтобы она не стала ограничителем экономического роста. Еще не хватало России превратиться в импортера электроэнергии. Это было бы просто бредом при таком количестве энергетических ресурсов.
Еще по теме









