Еще посмотрим: российское кино ищет новые темы и новых героев

Традиционное кино и стриминговая индустрия заработали в 2024 году боле 160 млрд руб. и большая часть этих денег — это доходы от оригинального российского контента. Однако у производителей контента критические проблемы с темами: русский фольклор и «лихие 90-е» уже освоены, а новых идей пока нет.
2024 год оказался крайне удачным как для традиционной киноиндустрии, так и для стриминговых сервисов. Объем российского рынка кинопроката к середине декабря 2024 года превысил 43 млрд руб., что выше на 16% в сравнении с аналогичным периодом 2023-го. Из всей суммы 33 млрд руб. кассовых сборов пришлись на российское кино, что на 24% больше, чем годом ранее. Восемь отечественных кинокартин превысили отметку 1 млрд рублей: «Холоп 2», «Бременские музыканты», «Мастер и Маргарита», «Лёд 3», «Сто лет тому вперед», «Летучий корабль», «Три богатыря и Пуп Земли» и «Огниво». Министр культуры Ольга Любимова назвала российское кино главным драйвером роста рынка кинопроката в стране.
Выручка российских онлайн-кинотеатров от подписки и рекламы по итогам первой половины 2024 года, по данным TelecomDaily, выросла почти на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и достигла 52 млрд руб. «Наша оценка рынка (онлайн-кинотеатров — Прим. ред.) в 2024 году варьируется от 80 млрд руб. до 120 млрд руб. В 2019 году мы мечтали, чтобы когда-нибудь рынок онлайн-кинотеатров приблизится к рынку кинопроката. В 2024 году сборы в российских кинотеатрах составили около 43 млрд руб. Получается, что онлайн-кинотеатры обогнали по монетизации офлайн уже в два раза», -— сказал в интервью гендиректор онлайн-кинотеатра Wink Антон Володькин.
Сказки пацана
Как несложно отследить даже по списку фильмов, перечисленных министром, наибольшей популярностью у зрителя пользуются сюжеты, посвященные фольклору или его современным интерпретациям, или фантастика (куда можно с натяжкой отнести и творчество Михаила Булгакова). У оригинальных произведений, снятых или заказанных стриминговыми сервисами, более злободневная тематика. Во всем мире стриминги более ориентируются на моложёную аудиторию и не боятся поднимать чувствительные для общества темы.
У российских стриминговых сервисов тематика во многом крутится вокруг того, что один менеджер из киноиндустрии назвал «гопники и маньяки». В рейтинге интереса аудитории «Кинопоиск Pro» (сервис использует данные Яндекса, в том числе агрегированую и обезличенную статистику Поиска и Яндекс.Браузера, а также данные Google) из originals на 9 месте находится вышедший эксклюзивно на сервисе Premier сериал «Подслушано в Рыбинске» — иронический триллер о журналисте со сверхспособностями. На 33 месте «Фишер» (Wink, More.tv), повествующий об охоте на маньяка. На 38 месте «Слово Пацана», так и не покинувшее топ-100 рейтинга спустя почти год.
«Расцвет originals начался примерно в 2021 году и сейчас просто продолжается с нарастающей силой. Это — совершенно закономерный результат сделанной еще в 2019–2020 годах ставки крупнейших онлайн-кинотеатров на собственное производство и эксклюзивный контент, ради которого люди будут оплачивать подписку на сервисы. Конкуренция за подписчиков повысила требования к качеству контента, а масштабные инвестиции обеспечили необходимый уровень production value», — отметил в беседе с «Компанией» генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. (Production value — общее качество фильма или видеопроекта, которое определяется по техническим критериям: дизайн декораций, специальные эффекты, костюмы и т. д.)
«По итогам 2024 года самым популярным контентом в PREMIER стали российские сериалы, их смотрели 89% аудитории онлайн-кинотеатра. Сериалы собственного производства остаются одним из факторов роста подписчиков и расширения библиотек онлайн-платформ. Кроме того, такой контент интересен телеканалам для программирования своего эфира. Я бы назвала 2024 не годом расцвета ориджиналс, а годом роста копроизводства, то есть совместного запуска проектов: разными онлайн-кинотеатрами или телеканалами» — отметила в разговоре м «Компанией» директор департамента по исследованиям «Газпром-Медиа Холдинга» Дарья Пугачева.
Выручка онлайн-видеосервисов в нашей стране по итогам прошлого года значительно выросла. «По разным оценкам экспертов рост составил от 30 до 45%. В частности, продуктивно год прошел и для онлайн-кинотеатра PREMIER, входящего в "Газпром-Медиа Холдинг". В 2024-ом его выручка увеличилась на 54%, то есть нам удается расти быстрее рынка. Что касается планов на 2025 год, PREMIER намерен делать акцент на взаимодействие с другими игроками рынка: стримингами и телеканалами. Так, в январе оригинальный сериал PREMIER "Подслушано в Рыбинске" с Рузилем Минекаевым и Петром Тодоровским вышел одновременно на PREMIER и START. А в марте детективный оригинальный сериал PREMIER "Тайга" вышел одновременно на PREMIER и KION», — отметила Пугачева.
Ищу героя
В декабре 2024 года Минкульт утвердил приоритетные темы для господдержки кино, на нынешний, 2025 год. Одной из таких тем стало сохранение традиционных ценностей. Кроме того, государство будет спонсировать кино на тему истории, научных открытий и достижений в области технологий, популяризации института семьи. Поддержку также получат фильмы, посвященные русскому театру, роли педагога и наставника, образу будущего России, традициям коренных малочисленных народов, развитию Дальнего Востока, Арктики и других регионов, добровольчеству и международному гуманитарному сотрудничеств. Будет также поддерживаться кино о Великой Отечественной войне и о спецоперации на Украине.
За современные темы, являющиеся предметом активной дискуссии в обществе, или связанные с военными конфликтами, производители контента берутся крайне неохотно. «На фильмы военной тематики очень сложно собрать актеров, найти режиссера, сценариста. И дело не в патриотизме или его отсутствии, а в том, что у этого высказывания будут очень длинные и непредсказуемые последствия. Даже фильмы о Вьетнаме в США начали снимать спустя некоторое время после того, как все закончилось. Что касается сатиры на пороки общества, то тут другая история: еще на этапе сценария юристы вычеркнут столько всего, что остается абсолютно абстрактный стерильный контент, который в принципе никому не может быть интересен. Ты можешь оскорбить верующих, военных, силовиков, национальные диаспоры, женщин, врачей, депутатов, плюс есть еще длинный список того, что нельзя пропагандировать. Лучше всего снимать что-то абстрактное про Древнюю Русь», — отметил источник «Компании» в крупном российском медиахолдинге.
«Поиск тем — это один из самых болезненных вопросов для индустрии. Только за последние пару лет было введено несколько запретов или ограничений по содержанию контента. Объявлена, закреплена и начинает применяться на практике политика продвижения традиционных ценностей, при этом параллельно есть тренд на создание такой называемого "импакт контента", который раскрывает сложные, острые темы, иллюстрируя социальные проблемы откровенно и натуралистично. Поиск компромисса с государством дорого обойдется индустрии, я предвижу немало штрафов или положенных на полку проектов, прежде чем будет достигнут баланс и полное взаимопонимание между всегда экспериментирующими творцами и заведомо консервативными регуляторами», — говорит Алексей Бырдин.
В 2024 году «Газпром-Медиа Холдинг» провел большое исследование об образе героя в российском кино и сериалах. «Результаты доказывают, что пожелания многих зрителей перекликаются с приоритетными темами для господдержки. Люди хотят видеть на экранах героя активного, способного менять жизнь к лучшему. При этом необязательно, чтобы это был известный человек. В "обычных людях" зритель узнает себя, доверяет им, проводя параллели со своими жизненными ситуациями», — отмечает Дарья Пугачева.
Но фильмы о знаменитых личностях, сыгравших огромную роль в истории, также интересны аудитории. Например, зрители хотят видеть в кино Михаила Ломоносова, Михаила Менделеева, Александра Пушкина, Екатерину II, Александра III. И некоторые перечисленные личности уже стали героями контента «Газпром-Медиа Холдинга». Так, сейчас в кинопрокате фильмы «Екатерина Великая» и «Пророк. История Александра Пушкина».
«По итогам 2024 года самым популярным оригинальным сериалом в онлайн-кинотеатре PREMIER стал исторический детектив "Плевако", в котором одна из главных тем — борьба за справедливость. Также, например, в библиотеке сервиса есть сериал "Патриот" о стремлении главного героя навести порядок на своей малой родине. И это лишь некоторые примеры успешных проектов, в которых освещаются традиционные ценности», — рассуждает Пугачева.
Moscowood
Еще одной проблемой для кино и сериальной индустрии может стать инфраструктура. Значительная часть контента производится в Москве, где уже сейчас инфраструктура для кинопроизводства загружена более чем на 90%, отмечается в совместном исследовании «Агентства креативных индустрий и компании «Рексофт Консалтинг». В Москве работает 7 крупных универсальных производственных центров общей площадью 57 тыс. м2, а также ряд менее крупных площадок и площадки для виртуального производства общей площадью 11 тыс. м2.
«Высокая загрузка производственных площадок может привести к удорожанию производства и стать барьером для устойчивого роста российского кинопроизводства», — говорят авторы исследования. Для оптимизации киноинфраструктуры Москва формирует московский кинокластер, в состав которого входят кинопарк «Москино», кинозавод «Москино», киностудия Горького, кинотеатры «Москино», кинокомиссия и киноплатформа «Москино». Согласно планам правительства города, к 2030 году МКК станет крупнейшим в мире кинокластером по совокупной площади — 1113 га. Для сравнения: у Болливуда — 660 га, у китайского кластера Qingdao Oriental Movie Metropolis 170 га и 290 га в самом Голливуде. При этом ММК будет производить контент не только для российских киноделов, но и для иностранных заказчиков — авторы пишут об уже достигнутых договоренностях с Индией.
«Международные коллеги активно инвестируют в расширение своих возможностей по созданию и распространению контента. Например, страны Ближнего Востока все чаще привлекают иностранные киностудии для проведения на своих площадках съемок, необлагаемых налогом. Нолливуд (Нигерия) сегодня по количеству тайтлов уступает только индийскому Болливуду. В Азии наблюдается сдвиг в сторону создания локализованного контента, который находит большой отклик, так как соответствует ценностям и предпочтениям аудитории. В Китае многочисленные госпрограммы и увеличение расходов населения на развлечения стимулируют активный рост киноиндустрии. А в регионе MENA внедрение новых технологий и привлечение иностранных инвестиций постепенно выводит ОАЭ в лидирующие игроки киноотрасли», — отмечают авторы исследования.
Еще по теме





