Top.Mail.Ru
рынки

«Если от бриллиантов откажутся в ЕС, их будут покупать в Гонконге»: эксперты оценили алмазные санкции

Фото: Алроса Фото: Алроса

Запрет на покупку алмазов из России обрушит их стоимость по всему миру, считают специалисты-геммологи, опрошенные «Компанией». Если от закупки драгоценных камней «российского происхождения» откажутся Вашингтон и Брюссель, то те же камни станут поставлять дилерам в Бангкоке и Гонконге, объясняют они. Присоединение к санкциям вряд ли поддержит и Индия: в огранке российских алмазов задействованы 60% сотрудников алмазной отрасли в стране, и новые ограничения могут оставить без работы сотни тысяч человек. 

«Угроза сотням тысяч рабочих мест»

Запад вновь вернулся к обсуждению санкций против российских алмазов: премьер-министр Бельгии Александр де Кроо заявил, что Брюссель намерен стать «ведущим партнером» в мерах по ограничению доходов РФ от реализации алмазов. В разговоре с Financial Times он заявил, что хочет убрать российские алмазы с западных рынков. По словам чиновника, для этого потребуется сочетание прямого и непрямого запрета на алмазы, добытые в России.

Также Кроо в очередной раз высказался о необходимости создания системы отслеживания российских алмазов. Напомним, в январе Bloomberg уже сообщал о желании стран ЕС и «Большой семерки» создать такую систему. При этом сама Бельгия ранее выступала против алмазных санкций. Местные чиновники аргументировали это тем, что без «глобального отслеживающего механизма» транзакции просто переместятся в центры торговли вне Евросоюза.

Также в материале FT приводится мнение представителей алмазодобывающей отрасли в Индии. Из-за мер, которые сегодня обсуждает Брюссель, без работы в стране могут оказаться сотни тысяч жителей страны, задействованных в этой сфере, заявили они. По словам президента Bharat Diamond Bourse Анупа Мехта, огранка алмазов из России обеспечивает работой 60% сотрудников, задействованных в этой сфере в Индии.

В России крупнейшим добытчиком является компания «Алроса», на нее приходится 95% рынка. Она активно поставляет алмазное сырье в Индию и Китай — страны, где происходит огранка алмазного сырья, и уже оттуда идет ключевой вал ограненных бриллиантов в западные страны.

В апрельской публикации The Econimic Times также утверждалось, что страны G7 обсуждают санкции в отношении алмазов «Алроса» весом 1 карат. Как пояснил в разговоре с «Компанией» специалист по драгоценным камням, геммолог Владимир Жидков, один карат — это своеобразная отсечка камня. «Все, что меньше, используется в масс-маркете, а все, что выше — в украшениях класса luxury. А алмазы от пяти карат вообще являются инвестиционными. То есть, масс-маркет они, видимо, хотят “кормить”, а luxury оставить себе», — рассуждает он.

«Тот же Китай может легко наплевать на санкции»

Новые ограничения в отношении российских алмазов — не экономический, а политический вопрос, считает Жидков. «Я думаю, экономические структуры стран Запада просто не выдержали политического давления. И в будущем им придется принимать какие-то меры, чтобы скупать те же самые алмазы, но обходным путем», — предположил геммолог. Эксперт считает, что страны ЕС договорятся об этом с той же самой «Алросой», а поставки будут происходить через стороннего посредника, как это произошло с нефтью и газом.

Если же такой договоренности достигнуто не будет, инициаторы санкций просто развяжут руки России, уверен Жидков. «Сейчас у нас есть обязанность практически все, что мы добываем, поставлять за рубеж. Исключение составляет только то, что остается для внутреннего рынка. И они уже сами там регулируют — сколько алмазов дать в продажу, сколько придерживать», — приводит он подробности внутренней схемы. Все это происходит в рамках регулировки стоимости драгоценных камней, без которой алмазы рухнут в цене, продолжает собеседник журнала.

При этом алмазы, которые сегодня представлены на рынке, являются гарантом стоимости тех камней, в которых держат свои активы обеспеченные люди, в том числе — королевские семьи. «Очень много богатых людей в мире хранят сбережения именно в алмазах. И сейчас одним таким шагом (введением санкций против камней из России. — Прим. ред.) этих людей можно сделать в два раза беднее», — полагает Жидков.

Эксперт уверен — санкционерам не удастся ограничить поставки алмазов по всему миру: страны Юго-Восточной Азии на это просто не пойдут. «Вся огранка алмазов идет через Индию. Чего стоит России договориться, чтобы делать это не через De Beers (британскую сеть, которая добывает и продает алмазы. — Прим. ред.), а через Индию напрямую? Поэтому если наши камни перестанет скупать Бельгия, они в полном объеме пойдут на огранку в Индию. А уже оттуда они могут идти в Гонконг, Бангкок, — на любую биржу, откуда так же будут реализовываться».

Страны, которые сейчас обсуждают введение новых ограничений, не понимают, что экономически эта история затянет их гораздо глубже, полагает геммолог. По его словам, стоимость алмазов, которая есть на рынке, регулируется определенными структурами. И чтобы зарабатывать на этом, они держат цену, которую выплачивают «Алросе», на довольно низком уровне — чтобы самим иметь с этого какие-то дивиденды. «Если они развяжут нам руки отдавать алмазы по такой же низкой цене не им, а в другую страну, то эта страна с удовольствием станет хабом. Тот же Китай может легко наплевать на эти санкции. Поэтому то, что сейчас обсуждается в Бельгии, ничем другим, кроме созданием себе конкурента, объяснить нельзя», — заключает собеседник «Компании».

Единственное, о чем стоит беспокоиться в этой ситуации — сначала рынок и вправду будет будоражить и лихорадить, считает он. «То в одну, то в другую он будет трястись, потому что люди сейчас будут пытаться быстрее избавиться от этих миллиардов из-за риска их обесценивания». Но в конечном итоге, по мнению эксперта, все сведется к перестройке логистических цепочек, и примерно через год, к лету 2024-го, эта отрасль вновь может прийти к равновесию.

Развитие внутреннего спроса

Торговые цепочки поставок алмазов и без того уже перестроились, говорит эксперт-геммолог Юрий Шелементьев. Раньше, по его словам, «караванные тропы» были следующими: алмазы из России попадали в Бельгию в виде сырья и уже там перепродавались. В случае сохранения такой схемы санкционные угрозы стран Европы действительно могли бы звучать серьезно, полагает эксперт. Однако сегодня 90% российских алмазов попадает в Индию, а она является дружественной России страной, и никаких ограничений не вводила.

«После того, как индус сделает из поступившего в страну сырья бриллиант — это уже не российский алмаз, а индийский драгоценный камень, продукт переработки», — говорит Шелементьев. Поскольку Индия не является подсанкционной страной, то бриллианты оттуда покупают во всем мире, в том числе в европейских странах. И так как на Россию в этом ситуации Брюссель влиять не может, началось давление на Индию, объясняет он. В то же время, если покупать бриллианты из Индии запретят дилерам из Брюсселя и США, их будут приобретать в Гонконге, уверен геммолог.

«Возникает вопрос, будет ли предпринята какая-то мера, воздействующая на индийских огранщиков — чтобы они перестали гранить в Индии бриллианты из российских алмазов», — рассуждает собеседник.

Продукт после обработки не дает возможности понять, из какого алмаза он сделан, и единственная возможность отследить происхождение драгоценного камня — по документам. Для этого Индия должна пойти навстречу ЕС и при продаже декларировать, что «данная партия бриллиантов не изготовлена из российских алмазов», говорит Шелементьев. При этом сам эксперт полагает, что индусам идти на это невыгодно.

Точечные внутренние санкции, по его словам, могут продолжить вводить ювелирные бренды — такие, как Tiffany. «Они могут сказать — мы не работаем с алмазами из России, и потребовать у продавца бриллиантов сопроводительное письмо, с доказательством, что это украшение/камень не из российских алмазов. И тогда это все происходит на уровне взаимоотношений компаний с компаниями, а не на уровне взаимоотношений государства с государством», — заключает он.

Хорошим альтернативным шагом со стороны России, по мнению Шелементьева, может стать развитие внутреннего спроса (который, впрочем, разумеется несопоставим с экспортными объемами). Тем не менее, в России за последние 30 лет возник свой собственный спрос на камни и ювелирные изделия, и такие компании, как «Алроса» могут сами заниматься огранкой алмазов в бриллианты, и предлагать их гражданам, образуя тем самым некоторый эффект импортозамещения, уверен эксперт.