«Если цена будет низкая — будет спрос»: станут ли популярны в России «Ока» и «Волга» 2.0
Для настоящего возрождения автопрома в России нужно начать производить хотя бы автомобильные компоненты, считают эксперты, опрошенные «Компанией». Первым шагом, по их мнению, могла бы стать организация производства в стране подвесок, дверей и светотехники. Пока же идея, озвученная главой Минпромторга Денисом Мантуровым, сводится к тому, что в стране будет осуществляться крупноузловая сборка автомобилей китайских марок, — с наклеенным на них шильдиком с надписью «Ока» или «Волга», полагают они.
О готовности поддержать возобновление производства в России автомобилей бренда «Ока» заявил накануне глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. В разговоре с РИА «Новости» он напомнил, что Горьковский автозавод уже готовится к выпуску машин марки «Волга», а первой ласточкой стал «Москвич» в дополнение к «Лада».
По словам Мантурова, российская сторона теперь тщательно прорабатывает условия участия иностранных (в том числе китайских) инвесторов в совместных с РФ проектах. «Наш приоритет — это наращивание собственных компетенций, технологической и компонентной базы», — подчеркнул министр. Он выразил надежду, что меры господдержки простимулируют отечественных производителей к запуску новых проектов и не дадут заполнить рынок автомобилями только китайских марок.
Эксперты, опрошенные «Компанией», сошлись в одном: возрождение российских автобрендов вовсе не подразумевает возрождения советского автопрома. Они призвали не путать эти понятия.
«Речь идет о крупноузловой сборке»
В данном случае не идет речи о лицензионном производстве, закупке оборудования, переносе какого-то завода на территорию РФ и запуске создания здесь своих автомобилей, подчеркнул в разговоре с «Компанией» автоэксперт Алексей Аксенов. «Речь идет — на первом этапе уж точно — о крупноузловой сборке в России каких-то марок авто, будь то "Волга" или "Ока". Тоже самое с "Москвичом". Модель "Москвич 3" или электрическая модель "Москвич 3е" имеют отношение к первоначальному бренду только по названию и по шильдику. В остальном это китайская модель», — заключил эксперт.
Комментируя идею возобновить на Горьковском автозаводе выпуск автомобилей «Волга», Аксенов отметил, что в России сегодня нет платформ, на которых можно построить автомобиль этого класса. «Если мы говорим о легковых авто, сегодня у нас есть своя платформа у "Лады Веста", ну и УАЗ. На ГАЗе есть газель, но на базе газели сегодня делать легковой автомобиль не очень актуально. Соответственно, найдут партнера в Китае, производящего модели бизнес-класса, поскольку "Волга" относилась к этому классу автомобилей. И будут прикручивать к ним колеса, подвеску. Как минимум на первом этапе будет так», — объяснил эксперт. Тоже самое, по его словам, касается и производства «Оки».
Скорее «псевдопатриотической» счел идею возрождения автомобильных брендов эксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин. «На мой взгляд, это будет просто приляпывание отечественного шильдика (логотипа производителя. — Прим. ред.) к очередному китайскому авто», — высказался он. Возрождение же подразумевает самостоятельное производство российской стороной если не всего автомобиля, то хотя бы его компонентов. «Когда мы будем сами делать подвески (рессоры и амортизаторы), двери, светотехнику — тогда будет здорово. А пока что из того, что мы будем делать сами, я могу назвать только коврики и, может быть, стекла», — пояснил спикер.
Примером реального внутреннего производства Колодочкин назвал создание советских легковых машин на Горьковском автозаводе. «Когда мы заключили договор с компанией Ford, а потом начали эти машинки ГАЗовские сами клепать, мы их действительно сами делали, это был автопром. А сегодня мы целиком будем зависеть от экспорта. А уж китайского или европейского — это второй вопрос», — заключил собеседник.
Изначально СССР заключил с американской компанией Ford договор о девятилетнем сотрудничестве, но «фордовскую» конструкцию завод полностью копировал только поначалу. Автомобиль марки ГАЗ-М1 (в просторечии — просто «эмка») уже сильно отличался от американского аналога, Ford B. А создание послевоенной «Победы» ГАЗ-20 уже позволило говорить о формировании в Советском Союзе собственной конструкторской школы
Аксенов при этом заявил об отсутствии необходимости возвращения к советской модели, когда производство всех деталей налажено внутри страны. «Какое-то полноценное производство необоснованно экономически, у нас рынок столько не потребит, — аргументировал он. — В советское время у нас все было свое, но развитие шло достаточно тяжело — новые модели не выпускались, ничего не развивалось, что-то гнали на экспорт. Безусловно, такое производство требует расширенных рынков сбыта — не на одну страну».
Спрос зависит от цены
Спрос на такие автомобили — будь то «Волга» или «Ока» — будет напрямую зависеть от их стоимости, уверен Аксенов. «По европейской классификации "Ока" — автомобиль А-класса. В Европе такие машины популярны», — отметил автоэксперт. Современные аналоги этого авто в России — Kia Picanto, Peugeot 107 и Citroën C1 — не пользовались спросом из-за высокой цены. А локализовывать их производство никто не планировал, рассказал он.
Популярной в РФ в свое время была «Ока», поскольку стоила относительно недорого, и Daewoo Matiz — еще один автомобиль, подкупавший автовладельцев своей доступностью. Машина этой марки стоила дешевле и выглядела современнее «семерки» ВАЗ-2107 («Жигули»), но и та, и другая пользовались спросом, отметил он.
«Поэтому если на новую "Оку" цена будет низкая, адекватная — будет спрос. Но в то же время, выбирая, условно, между такой моделью-малолитражкой класса "А" и той же Lada Granta, большинство пользователей предпочтут последнюю», — заключил он. Тоже самое и с «Волгой»: вероятно, новая модель станет конкурировать с другими авто премиум-сегментами, и пользователи будут выбирать между ней, Kia Optima и Toyota Camry, отталкиваясь в том числе от цены, предположил Аксенов.