Естественный отбор: перевозчиков ждет своя страховая «обязаловка»
Страхование в последнее время все чаще используется для «законного отъема денег у населения». Не успели автолюбители привыкнуть к пресловутой «автогражданке», как теперь и транспортникам впору готовиться к очередной страховой «обязаловке». Депутат Госдумы Владимир Тарачев, выступивший в свое время одним из инициаторов введения ОСАГО, подготовил законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» (ОСГОП).
В настоящий момент действуют несколько отдельных кодексов и законов о страховании ответственности на различных видах транспорта – Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, закон об ОСАГО и т.д. Но Тарачев считает, что ОСГОП сможет эффективнее защищать интересы пострадавших при крушении поездов, кораблей и самолетов. Одновременно страховщикам предлагается сыграть роль своеобразного санитара на рынке транспортных перевозок. Страховая компания, сомневающаяся в безопасности того или иного перевозчика, просто повысит премию. В результате выживут сильнейшие.
По сравнению с непрозрачным лицензированием подобный подход, безусловно, представляется более прогрессивным. Но только при условии, что правительство установит адекватные тарифы. Не случайно глава Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников еще летом прошлого года предлагал заменить обязательным страхованием лицензирование ряда видов деятельности, в том числе и транспортные перевозки. Однако тогда чиновники без особого энтузиазма восприняли предложение делегировать частному бизнесу часть своих полномочий. Законопроект об ОСГОП уже несколько раз возвращался Тарачеву на доработку.
В свою очередь, перевозчики выступают резко против введения ОСГОП. Российские транспортные компании прозрачно намекают, что в конечном итоге расплачиваться за введение нового вида страхования придется пассажирам.
В настоящее время Московский метрополитен добровольно страхует свою ответственность перед пассажирами на сумму в 900 000 руб. в год, а закон об ОСГОП потребует уплаты 16 млн руб. (страховая премия составляет 0,2% суммы дохода от перевозки, а у метрополитена она достигает 8 млрд руб.). А «Автолайн-Транслайт» при расторжении договора ОСГОП будет терять не 13%, как при ОСАГО, а 20% дохода от каждого автомобиля. Причем расторгать договор приходится всякий раз, как меняется водитель.
Устанавливая размеры страховых премий, разработчики законопроекта об ОСГОП старались учесть местные реалии. Например, в соответствии с Монреальской конвенцией, которая с осени прошлого года действует на международных авиаперевозках, каждому пострадавшему пассажиру после наступления страхового случая выплачивают около $135 000 (даже в случае недоказанности вины перевозчика). А если компания виновата, то сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Кроме того, за утерю каждых 20 кг багажа выплачивается $1000. Для сравнения: в случае гибели пассажира воздушного транспорта законом об ОСГОП предусмотрена выплата в 300 000 руб.
Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев уверен, что судьба законопроекта будет нелегкой. «Обязать «Российские железные дороги», метрополитен и авиакомпании платить взносы не получится», – считает Ломакин-Румянцев. Недовольны предложенной версией закона об ОСГОП даже страховщики, хотя им-то тарачевские новации вроде бы открывают новые возможности для заработка. «Сегодняшняя версия законопроекта неполная. Документ вводит только страхование жизни и здоровья пассажиров, но не предусматривает ответственности перевозчика за багаж клиента и грузы, – считает вице-президент «Росгосстраха» Евгений Дьяков. – Кроме того, следует провести экспертизу, чтобы проверить, насколько обоснован предложенный в законопроекте размер тарифов».
По мнению Дьякова, у закона об ОСГОП будет долгий и трудный путь. «А если в нем предусмотрят замену лицензирования страхованием, то продолжительность этого пути еще увеличится», – убежден вице-президент «Росгосстраха»
Таким образом, не исключено, что новый законопроект повторит судьбу своего предшественника – закона об ОСАГО, который «принимался» в течение семи лет и до сих пор нуждается в доработке. Зато он позволил страховщикам прилично заработать: за первые 9 месяцев они собрали в 10 раз больше, чем выплатили.