Top.Mail.Ru
архив

Это уже «Система»

Прошлогодний тендер на эксклюзивное право размещения рекламы в московском метрополитене наделал много шума. По идее он должен был стать первым в ежегодной цепочке тендеров. Но у организатора тендера – московского правительства – замысел был, похоже, иной. Конкурс был призван свергнуть монополию компании «Метрос Медиа» и учредить новую – холдинг… АФК «Система».

Благодаря огромной аудитории потенциальных потребителей (среднесуточный пассажиропоток оценивается в 10 млн человек), а также продолжительности воздействия на них рекламных сообщений, метро в последние годы все больше привлекает рекламодателей. С 1991 года в роли монопольного продавца рекламных возможностей метрополитена выступала компания «Метрос Медиа». В числе первых крупных скандалов, привлекших внимание широкой общественности к рекламе в метро, стал арест одного из руководителей этой компании Александра Бабаяна. В марте 2002 года его приговорили к семи годам лишения свободы по обвинению в вымогательстве. Тогда же было принято решение об изменении системы продажи рекламы в столичной подземке и проведении открытого тендера.

Среди возможных конкурентов «Метрос Медиа» участники рынка в первую очередь называли компании, имеющие серьезную финансовую поддержку западных учредителей – NewsOutdoorRussia и российское представительство ClearChannel. Однако обе компании почти одновременно объявили, что отказываются продолжать борьбу.

В интервью «Ко» глава представительства ClearChannel в России Сергей Колесников назвал тогда условия тендера абсурдными, организацию – несерьезной. Наибольшее количество нареканий со стороны участников вызвали высокая стартовая цена ($19,6 млн за право размещать рекламу на всех линиях – объем рекламы в метро оценивался в 2001 году в $14,5 млн) и срок действия договора с метрополитеном (1 год).

По итогам тендера компании, входящие в холдинг АФК «Система – «ТВ-Проект» и «Максима» получили далеко не самые лакомые куски – Люблинскую, Арбатско-Покровскую, Филевскую и Калининскую линии, заплатив в общей сложности $2 млн. А вот компании «Метрос Медиа» и ее дилеру «Альмакору» удалось выиграть главные лоты – право продавать рекламу на Кольцевой, Калужско-Рижской, Сокольнической, Замоскворецкой, Каховской и Таганско-Краснопресненской ветках (за $17 млн).

Но в «Системе» не растерялись. После тендера представители АФК вошли в совет директоров «Метроса». А летом 2003 года председателем совета директоров «Метрос Медиа» стал Андрей Камянов, вице-президент концерна «Система Масс-медиа», входящего в АФК. Должность гендиректора агентства вместо Вачагана Акопяна занял Николай Косолапов, занимавший до этого пост первого заместителя руководителя аппарата московского отделения движения «Отечество». Компания «Метрос Медиа» была переименована в «Метрорекламу».

Неудивительно поэтому, что в нынешнем году тендер вообще решили не проводить. Контракты с компаниями – победителями тендера 2002 года тендерная комиссия пролонгировала, объяснив свое решение тем, что работа компаний-победителей метрополитен удовлетворяет (за прошедший год город получил $22 млн в качестве доходов от рекламы в подземке) и смысла что-то менять нет. По мнению участников рынка, ситуация стабилизировалась и в ближайшее время никаких изменений ожидать не стоит.

Еще по теме