Top.Mail.Ru
рынки

Европа оказалась на грани энергоколлапса

Фото: Photoxpress Фото: Photoxpress

За последние дни биржевая цена на газ в Европе несколько раз обновила исторический максимум. На торгах в среду, 15 сентября, стоимость 1 тыс. куб. м газа превысила отметку в 840 долларов, а спустя всего пару часов поставила очередной рекорд — 950 долларов. Аналитики отметили в этом большую заслугу «Газпрома», но отказались считать ситуацию критичной. Журнал «Компания» рассказывает, как в Европе случился новый газовый кризис. 

Стоимость октябрьского фьючерса по индексу голландского TTF к 9:35 мск достигла отметки в 68,9 евро за 1 МВт·ч, что соответствует 842 долларам за 1 тыс. куб. м. Примерно через час цена подскочила до 851,2 доллара, а затем продолжила рост до 880 долларов, свидетельствуют данные торговой площадки ICE на 10:47 мск. Уже через пару часов стоимость газа взяла новый рубеж и достигла 950 долларов.

Котировки на европейских биржах ставят рекорды уже третий день подряд. Прежний максимум был зафиксирован накануне. Тогда цена на газ взяла отметку в 800 долларов — это произошло впервые в истории.

Стоимость газа в Евросоюзе растет с начала года, но летом увеличение котировок заметно ускорилось. С начала августа стоимость топлива поднялась более чем в полтора раза, а за девять последних месяцев — примерно в четыре раза. Только за один сегодняшний торговый день газ прибавил в цене 20%. 

Суровые зимы и политика «Газпрома» 

Одной из причин скачка цен на газ остается прошлогодняя суровая зима, которая довольно сильно опустошила запасы европейцев и привела к дефициту в подземных хранилищах ЕС. Сейчас они заполнены только на 67%. Этот показатель стал минимальным за последние пять лет, хотя обычно находится вблизи 80%. Однако ситуацию в целом сложно назвать тревожной, заявил в беседе с журналом «Компания» партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.*

«Объемы в европейских хранилищах находятся на уровне средних показателей, так что особой тревоги по этому поводу я не вижу. Но есть другой фактор, который сейчас недостаточно учитывается. Газ постепенно превращается в такой же инструмент на финансовых рынках, как и нефть. Воздействие на его стоимость оказывают уже не только фундаментальные факторы, такие как спрос и предложение, с этим сейчас проблем нет, но и включается игра спекулянтов с фьючерсными контрактами, спредами и прочими деривативами. То есть игра с "бумажным" газом, а не с реальными физическими объемами», — отмечает эксперт.

Еще один фактор — ценовая разница между Тихоокеанским бассейном и Североатлантическим, добавляет Крутихин. «Сжиженный газ уже пару месяцев как усиленно поставляется в сторону Тихого океана, что привело к росту цен в этом регионе. Топливо стало выгодней поставлять туда, а в Европе вслед за этим образовался некоторый дефицит. Это также отразилось на биржевых ценах. Кроме того, наложились и некоторые природные факторы: периоды ветров, которые привели к сокращению производства электроэнергии», — говорит аналитик.

Особую роль в ситуации на европейском рынке сыграл российский «Газпром». В июле компания отказалась увеличивать закачку в европейские хранилища, решив не бронировать дополнительные мощности для перекачки газа через Украину. Кроме того, за лето «Газпром» успел поставить на профилактику трубопровод Ямал — Европа, на какое-то время прекратить торги на электронных площадках и сообщить о семи крупных авариях на своих газопроводах в России. Политика «Газпрома» стала дополнительным фактором, из-за которого цены в Европе поползли вверх, отмечает Крутихин. 

Что будет дальше? 

На данном этапе предсказывать что-либо сложно, продолжил эксперт. Прогнозы могли быть разумны, если бы все зависело только от спроса и предложения. Сейчас же в одной точке сошлось сразу множество факторов.

«Какое-то время "Газпром", безусловно, будет в выигрыше. По спотовым контрактам, а затем и по долгосрочным компания станет получать чуть больше денег за свой газ. Но есть подозрения, что —если цена на газ будет оставаться такой же высокой — европейские потребители начнут переключаться на альтернативные источники. Это и сжиженный природный газ, и атомная энергетика, и даже уголь. Речь может идти в том числе об усиленном развитии солнечной и ветровой энергетики. Так что палка о двух концах», — говорит Крутихин.

Если рост цен на бирже не приостановится, решением может стать закрытие энергоемких производств в странах ЕС, считают аналитики, опрошенные Bloomberg. Власти Евросоюза уже вынуждены принимать чрезвычайные меры. Так, в Испании с 14 сентября действует закон, ограничивающий прибыль энергетических компаний и индексацию тарифов на газ. Она не должна превышать 4,4% в третьем квартале.

В 2020 году Европе удалось пережить всплески цен на газовом рынке благодаря использованию альтернативного топлива — угля. Однако сейчас в Западной Европе слишком мало угольной генерации, отмечают опрошенные «Коммерсантом» эксперты.

Еще один фактор, который влияет на дальнейшее развитие ситуации, — сертификация газопровода «Северный поток — 2». Ранее немецкий регулятор обещал вынести свое решение не позднее 8 января. При этом речь идет только о проверке на соответствие трубопровода нормам газовой директивы ЕС, но не о его запуске. «Газпром» рассчитывает поставить по «Северному потоку — 2» дополнительный газ в Европу уже до конца года.

В Кремле заявляют, что резкий рост цен на газ в Европе не отразится на внутреннем рынке России. Кроме того, своевременный запуск «Северного потока — 2» позволит даже скорректировать стоимость топлива.

«Потребности в газе большие, кроме того, непонятно еще, какая будет зима. В случае если будут холода, то, конечно, газа нужно будет еще больше», — отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Что касается российских газовых компаний, то они крайне положительно реагируют на ситуацию на европейских биржах. Днем ранее бумаги «Газпрома» и «Новатэка» торговались на историческом максимуме — 339,92 рубля (+2,1%) и 2025,8 рубля (+1,6%) соответственно.


* признан в России иноагентом.

Еще по теме