Фабрика советов
Есть такая всемирно известная консалтинговая компания – TheBostonConsaltingGroup (BCG). Вот уже нескольких десятков лет она издает собственный журнал Perspectives, распространяемый среди менеджеров компаний. Говорят, в свое время Perspectivesбыли настолько популярны, что по рынку циркулировали их пиратские копии. Ну а сравнительно недавно и наш читатель смог познакомиться с этой «сокровищницей мысли» благодаря изданному на русском языке сборнику избранных материалов, в разное время опубликованных в Perspectives.
Как отмечает в предисловии к сборнику глава московского офиса группы Штефан Дертниг, в каждом из помещенных в книге эссе присутствует одна, но яркая бизнес-идея. И это абсолютная правда. Идеи, сформулированные авторами сборника – сотрудниками BCG – иногда настолько конкретны, что так и чешутся руки их куда-нибудь внедрить. Но надо уметь подавлять спонтанные желания. В книге собраны статьи за несколько десятилетий, и благодаря этому читатель может не только познакомиться с теориями, которыми консультанты потчевали своих клиентов, но и проследить, как мнение бостонских мудрецов со временем менялось и как они начинали противоречить самим себе. Например: в начале 1970-х годов важнейшим ноу-хау BCGбыла так называемая кривая опыта. Утверждалось, что издержки у предприятия уменьшаются тем интенсивнее, чем больший опыт оно приобрело, то есть чем больше продукции успело произвести. Наименьшей себестоимости способны добиться самые крупные компании, которые за время своего существования сумели произвести больше, чем любой из конкурентов. Размер имеет значение, причем во многих отраслях – решающее. Прекрасно! Но вот в статье, датированной 1981 годом, мудрец от консалтинга пишет: «Слишком много компаний придерживалось в течение 1970-х годов стратегий, не соответствующих их конкурентному окружению. В специализированных бизнесах фокус и превосходный бренд могут быть важнее размера». Приехали! А кто советовал заботиться о размере – причем на соседней странице?
Значит ли это, что на рекомендации BCG надо «наплевать и забыть»? Нет, просто следует помнить, что советы постороннего – даже самого умного постороннего – учат не столько вести бизнес, сколько думать о том, как вести бизнес. Иногда идеи бостонцев будят мысль именно своей парадоксальностью. Взять хотя бы неожиданное (для дилетантов) утверждение, что в многопрофильном холдинге роль «дойной коровы», то есть источника финансирования новых проектов, играют вовсе не самые успешные и динамично развивающиеся бизнесы, а подразделения, находящиеся на стагнирующих рынках. Почему? Да потому, что в успешный бизнес надо вкладывать, а стагнирующий развивать бесполезно и заработанную там прибыль можно перераспределять в другие сегменты.
Очевидно, что эта рекомендация не имеет универсального характера, но консультанты остро ставят вопрос, а бизнесмен получает возможность предельно четко понять, между какими альтернативами ему предстоит выбирать.
Еще пример: на вопрос, стоит ли брать взаймы, бостонские мудрецы отвечают однозначно: «Используйте больше заемного капитала, чем ваши конкуренты, или закрывайте бизнес». Если ваш бизнес перспективен, вы сможете превратить занятые средства в конкурентные преимущества. Если же вы не в состоянии эффективно использовать инвестиции, то ваш бизнес обречен. Рецепт сформулирован математически точно. Но, вероятно, горе тому бизнесмену, который начнет следовать ему буквально, не глядя на ситуацию. Консультанты выдвигают прекрасные гипотезы. Только бизнесмен может понять, в каких случаях они работают.
Выходные данные:
Стратегии, которые работают: Подход BCG. Сборник статей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005 г. Тираж: 3000 экз.