«Фабрики грез»
Остатки былой роскоши
Приватизация
советских киностудий стала притчей во
языцех. Из года в год объекты педантично
вносили в список на приватизацию, а
потом столь же педантично из него
исключали. К примеру, в 2008-м премьер
Владимир Путин подписал распоряжение
об исключении «Ленфильма» из списка.
Против приватизации студии активно
выступал творческий коллектив «Ленфильма»
и другие известные кинодеятели, в том
числе режиссер Александр Сокуров и
продюсер Андрей Сигле. Противников
приватизации можно понять. Объекты
старых киностудий, с одной стороны,
культурно-историческая ценность, с
другой – выгодно расположенные
большие куски земельного «пирога» и
недвижимости. Так, ОАО «Ленфильм»
принадлежит участок площадью 4 га на
Каменноостровском проспекте в центре
Петербурга, а также филиал в Сосновой
Поляне. Киностудия им. М. Горького владеет
участком в центре Москвы, на улице Сергея
Эйзенштейна, площадью 3,5 га. Территория
«Мосфильма» занимает около 34 га, а
основное здание – это 13 000 кв. м на
Мосфильмовской улице. Риск
«перепрофилирования» или возникновения
непрофильных пристроек на этих площадях
довольно велик. «Ни один частный инвестор
не будет использовать территории
полностью под кино, все равно часть
возьмет для себя, – рассуждает директор
отдела стратегического консалтинга
Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева. – Поэтому
приватизация здесь рискованна. А
государство не любит отдавать бизнесу
стратегические вещи, ему нужно их
контролировать». Например, акционированию
и приватизации ФГУП «ТПО «Союзмультфильм»
из года в год мешают именно имущественные
споры. С 2005 года студия судилась с
«Русскими отелями» Олега Дерипаски за
часть своих площадей – 0,7 га земли
на Долгоруковской улице (там с 1936-го
располагался студийный комплекс
мультипликационного гиганта). Оказалось,
что «Русские отели» выкупили право
долгосрочной аренды у ООО «Тигма» и
добились выселения аниматоров: в конце
2008-го Арбитражный суд Москвы признал
права собственности на оспариваемые
0,7 га за структурой олигарха. Параллельно
с этим процессом в 2007-м вокруг головного
здания «Союзмультфильма», тоже на
Долгоруковской, разгорелся спор между
федеральными и московскими властями.
Тогда обнаружилось, что в госреестре
прав собственником являются столичные
власти. Однако впоследствии суд признал
право собственности за федеральным
центром. Юрист Всеволод Волков,
представляющий интересы «Союзмультфильма»,
подтвердил «Ко», что тяжба с «Русскими
отелями» окончательно проиграна. «К
сожалению, вариантов нет. Суд не разобрался
в ситуации. А с московскими властями
просто вышла неувязка, которая спокойно
разрешилась», – рассказал он. По словам
юриста, сейчас идет процесс оформления
имущества студии, притормозившийся
из-за судебных разбирательств и смены
руководства. В этом году «Союзмультфильм»
опять стоит в пресловутом списке, однако
нет гарантии, что предприятие успеют
«подготовить» в срок.
Объекты
старых киностудий, с одной стороны,
культурно-истори-ческая ценность,
с другой – выгодно расположенные
большие куски земельного «пирога» и
недвижимости
В результате студии привыкли жить на «подножном корму». «Они сегодня находятся в разном состоянии, – рассуждает Сергей Шестаков, генеральный директор УК Star Media. – Одни стремятся встроиться в новые реалии кинобизнеса и занимаются собственными проектами». В частности, «Мосфильм» продолжает снимать большое кино и одновременно с этим развивать направление дистрибьюции прав со своей коллекции старых фильмов (в том числе запущен собственный онлайн-кинотеатр). На базе Свердловской киностудии была создана медиагруппа «Страна», занимающаяся производством кинофильмов и телесериалов. Правопреемница «Центрнаучфильма» – киностудия «Центр национального фильма» – недавно выпустила полнометражный мультфильм «Белка и Стрелка». Хуже обстоят дела у киностудий, находящихся на территории других стран бывшего СССР. По оценкам гендиректора Киностудии им. М. Горького Станислава Ершова, работающих советских кинофабрик не так много – список ограничивается в лучшем случае десятью наименованиями. Сама Киностудия им. М. Горького в свое время заняла довольно активную позицию. «В 2004 году, когда приватизационные процессы уже были остановлены, мы предложили совету директоров некую программу наведения порядка в студии, – рассказывает Ершов. – На сегодняшний день мы провели несколько реконструкций, создали самые современные лаборатории DI, постпродакшен в Москве, сохранили все производственные подразделения». В результате сейчас это вторая, после «Мосфильма», киностудия полного цикла в стране. Среди проектов, в которых она участвовала, – «12», «Адмиралъ», «Самый лучший фильм», «Ирония судьбы. Продолжение». Чистая прибыль в 2009-м составила 60 млн руб., около 50 млн руб. ушло на налоги. «Мосфильм» платит порядка $12 – 13 млн налогов в год. На остальных студиях дела обстоят куда сложнее. А в кризис они просто пытаются дожить (в данном случае – справиться с коммунальными платежами) до того момента, когда кинопроизводство восстановится. Зарабатывают, например, на сдаче площадей в аренду или телепроектах. «Выживают лишь те, кому государство подбрасывает хоть какие-то средства («Мосфильм»), – отмечает директор московского офиса Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк. – Большинство зарабатывает сравнительно невеликие деньги на сдаче части своих площадей в аренду (есть подозрение, что сдаются они в основном «вчерную»)». При этом, по мнению эксперта, величина убытков у студий пока относительно мала – несколько миллионов рублей. У легендарного «Ленфильма» тоже имелся план модернизации и создания новой студии полного цикла. Часть производства намечалось вынести в Сосновую Поляну, а в здании «Ленфильма» наряду со съемочными павильонами открыть кинотеатр. Помочь в этом должен был инвестор. Тем более что, по словам участников рынка, студия переживает сейчас очень непростые времена. Так, на горизонте возник «рыцарь» в лице АФК «Система».
Деньги в студию!
Пока
в готовящемся союзе много белых пятен
даже для самих фигурантов. Предполагается,
что управление «Ленфильмом» АФК будет
осуществлять на принципах
государственно-частного партнерства
(ГЧП), его собираются оформить к весне
2011-го, а в июне 2010-го хотят определить
под эту схему законодательную базу.
У каждой из сторон в будущем тандеме
свои интересы. «Система» желает получить
контрольный пакет акций киностудии и
гарантии возврата инвестиций (на первом
этапе речь идет о $10 – 15 млн на ремонт и
обновление оборудования). Государство
тоже хочет гарантий, что деньги пойдут
именно на кинопроизводство. До кризиса
девелоперы оценивали «Ленфильм» минимум
в $80 млн. Ныне, по мнению Эдуарда Савуляка,
киностудия вряд ли стоит дороже $50 – 60
млн. Опрошенные «Ко» юристы сходятся
на том, что подобная сделка сегодня
возможна только на основании ФЗ
«О концессионных соглашениях».
«Государство сейчас не говорит о
приватизации, так как не хочет выпускать
из-под контроля такой материальный и
нематериальный актив, как «Ленфильм».
Концессионные соглашения – альтернатива
приватизации (то есть смене собственника), –
рассказывает руководитель группы
юридического консалтинга компании
General Idea Ольга Чернышова. – Это
сотрудничество частных инвестиций и
владельцев имущества. Соглашение
заключается на определенных условиях
и на определенный срок, чтобы
реконструировать имеющиеся активы,
провести модернизацию». Однако такого
рода договор не вяжется с желанием АФК
получить контрольный пакет «Ленфильма».
«Особенность концессии состоит в том,
что государство в рамках партнерских
отношений, оставаясь полноправным
собственником имущества, уполномочивает
частного партнера выполнять в течение
определенного срока оговариваемые в
соглашении функции и наделяет его
соответствующими правомочиями, –
разъясняет Дмитрий Васильченко, адвокат
МКА «Клишин и партнеры». – За
пользование государственной или
муниципальной собственностью концессионер
вносит плату на условиях, оговоренных
в концессионном соглашении. Концессионеру
передается право собственности на
выработанную по концессии продукцию.
Но такое соглашение не предусматривает
изменения объема и вида права собственности
на передаваемый в управление объект, в
том числе получение части акций». Эдуард
Савуляк уверен, что так или иначе «все
формальные процедуры» соблюдены будут,
но напоминает: «Весь прошлый опыт
передачи в управление или приватизации
бизнесом госбанков или предприятий
происходил так, что из менее слабой
структуры извлекается самое ценное
(как правило, недвижимость, инфраструктура
и т.д.), а «оболочка» бросается,
ликвидируется. Думаю, так будет и в этот
раз».
Предполагается,
что управление «Ленфильмом» АФК будет
осуществлять на принципах
государственно-частного партнерства
В лучших традициях российского кинобизнеса планы заявляются масштабные – превратить «Ленфильм» в крупнейшую киностудию Европы. «Заявления о «крупнейшей», видимо, стоит расценивать буквально – по масштабу и квадратуре, очевидно, – говорит Савуляк. – По объему выпускаемой продукции с Европой все-таки тягаться еще очень рано». При этом у «Системы» есть другой амбициозный кинопроект – «Всемирные русские студии» (RWS). По объему студийных площадей (в Москве, Петербурге и Анапе) RWS перегоняет даже «Мосфильм». Эксперты сомневаются, что все эти мощности у RWS полностью загружены в кризисный период, и недоумевают, почему RWS не подошла на роль «крупнейшей в Европе». Не исключено, что «Система» рассчитывает на синергию всех объектов, а государство – на удачу хотя бы этого эксперимента.
Спасение утопающих
После
выхода из кризиса затягивать восстановление
старым киностудиям будет опасно.
Возможно, у них появятся конкуренты. До
кризиса озвучивалось довольно много
подобных проектов. Так, казахская группа
«Евразия» и Первый канал хотели построить
медиапарк «Константиново» с теле-,
кино-, радиостудиями, тематическим
парком и жилкомплексом для сотрудников
(инвестиции в проект должны были составить
более $1,4 млрд). «Главкино» Николая
Цветкова, ВТБ и Федор Бондарчук собирались
построить киностудию в тандеме с
коммерческой и жилой недвижимостью,
вложив около $300 млн. О своих планах
объявляли также «Леан-М», «Синема Инвест»
Эдуарда Пичугина (позднее ее активы
перешли в «Профит Синема», в которую
собирался инвестировать Банк Москвы).
По словам Юлии Никуличевой, все проекты
в кризис были заморожены. Как скоро
инвесторы очнутся, неизвестно. Однако
ясно, что сегодня им проще будет возвести
объект с нуля на территрии старого
завода или ангара, чем договариваться
с государством о покупке старых
киностудий. Кроме того, в таком случае
бизнесу не придется брать на себя
долговую нагрузку советских объектов.
Другой конкурент советских студий –
зарубежные компании. Генеральный
продюсер киностудии RFG Алексей Петрухин
напоминает, что Голливуд давно снимает
в Чехии, Румынии, Венгрии. За США туда
потянулись и мы. «Там особый климат,
работают профессионалы, все под рукой.
И съемки в любом случае обходятся
дешевле, – рассказывает Петрухин. –
Люди слаженно работают, нет переработок,
перерасходов, они гордятся тем, что
могут провести оптимизацию. У нас такого
быть просто не может».
В среднем студия сегодня должна платить около 100 000 евро налога на землю ежеквартально, в то время как везде в мире киностудии облагаются налогами по льготной программе
Комизм ситуации заключается в том, что новые кинофабрики и помощь заграницы нам по идее не нужны. По словам Станислава Ершова, количество производственных мощностей у нас в стране уже в переизбытке, а проектов под них не хватает. «Любой анонс новых студий вызывает у меня ухмылку и умиление», – говорит эксперт. Однако проект под кодовым названием ГЧП пока вызывает у игроков рынка и экспертов большие сомнения. «Я пока до конца не понимаю, что такое ГЧП, – признается Станислав Ершов. – Через Думу должны быть приняты поправки, уточняющие эту процедуру. Пока же, примеряя эту одежку на себя, могу сказать, что я не очень комфортно себя бы в ней чувствовал: какие-то вещи не проговорены достаточно четко, есть недоговоренность, непонятно, кто будет принимать решения, то есть вопросов больше, чем ответов». При этом нет гарантий, что в нынешние времена инвесторы вообще найдутся или не попытаются использовать хотя бы часть киностудии в своих целях. Самый ценный актив студий – недвижимость и площадки. Какими бы дряхлыми они ни были, но все-таки располагаются они в основном в достаточно недешевых районах города. Станислав Ершов полагает, что, если киностудия будет прибыльной и эффективной, никто не будет пытаться ее снести, а потом вкладываться в строительство других объектов и ждать прибыли 5–6 лет: «Нельзя ответить однозначно: приватизация – это плохо или хорошо, все зависит от того, как и когда это будет сделано. Ключевая вещь – должен быть сохранен профиль киностудии. И гарантия этому может быть лишь одна: киностудия должна зарабатывать деньги, быть устойчивым бизнесом». По мнению эксперта, студийный капитал можно было бы разделить на три части: блокпакет оставить государству, треть отдать частному инвестору, а треть – менеджменту студии, чтобы можно было привлекать талантливых управленцев.
Пока же государство могло бы помочь имеющимся студиям как минимум по трем направлениям. Во-первых, облегчить налоговое бремя. В среднем студия сегодня должна платить около 100 000 евро налога на землю ежеквартально, в то время как везде в мире киностудии облагаются налогами по льготной программе. С этого, собственно, когда-то и начинался Голливуд. Западное побережье предложило киношникам более выгодные условия, и они все с радостью отправились туда. Еще один выход – вернуть киностудиям права на их старые библиотеки. В частности, вопрос о библиотеке «Ленфильма» собирался поднять и глава АФК Владимир Евтушенков. Между тем власти внесли фильмофонд «Ленфильма» в ОГК. И наконец, студии можно было бы включить в число компаний – претендентов на господдержку кино, то есть на деньги, которые теперь будет распределять специально созданный фонд среди восьми крупнейших кинокомпаний. «По моему мнению, это единственно правильное решение, – рассуждает Станислав Ершов. – Механизм, при котором деньги получают и крупные госстудии, мог бы помочь властям более жестко контролировать процесс возврата выделенных средств, ведь у студии больше шансов довести до конца тот или иной проект. Плюс в таком случае повышается капитализация самих студий. Получается, что государство сразу поддержит и студийный бизнес, и отечественное кинопроизводство. Я выступал с таким предложением, но, к сожалению, эта точка зрения не возобладала. Ее противники говорят, что это вернет нас к советской схеме с худсоветами и прочим. Но ведь тогда была великая киноиндустрия, и дай бог нам к этому вернуться».