Top.Mail.Ru
архив

Философские вопросы Светланы Лощатовой

29.01.200100:00

Светлана Лощатова - олицетворение успешной деловой женщины. Возглавив в 1992 году банк «Славянский», Лощатова провела его через несколько финансовых кризисов, обеспечив банку твердые позиции в первой сотне российских банков. Однако для получившей философское образование Лощатовой бизнес - лишь один из способов самореализации.

 

 

«Ко»: Насколько, на Ваш взгляд, вообще правомерна постановка темы «Женщина в бизнесе»? Может, это просто мужской шовинизм?

Светлана Лощатова: Философский вопрос. Все зависит от того, насколько у людей широко мировоззрение, чтобы обсуждать еще и эту тему. Нормальные люди, хорошо образованные и воспитанные, могут обсуждать все что угодно. Для них не существует закрытых тем.

«Ко»: Занятие бизнесом мешает личной жизни?

С. Л.: Все зависит от мужчины. Если он готов согласиться с тем, что женщина - личность, тогда все складывается. Конфликты начинаются там, где мужчина поставил барьеры. Могу я вернуться после 11 вечера или нет? Могу я иметь свое мнение по любому вопросу и высказывать его или нет?

Вообще чисто психологически женщине, конечно, сложнее - бизнес-среда по преимуществу мужская. Хотим мы этого или нет, но существуют какие-то стереотипы. Женщина больше думает о том, как вести себя в определенной ситуации. Я иной раз не знаю, как люди будут меня воспринимать.

«Ко»: И часто вы об этом думаете?

С. Л.: Я себе приблизительно представляю, с кем буду говорить и в какой окажусь ситуации. И, конечно, задаю себе вопрос: «Как меня будут воспринимать?» Как женщину, как менеджера, как потенциального делового партнера, который пришел на переговоры, как представителя банка?

«Ко»: А как вы себя ведете в сложных ситуациях? Когда, допустим, с человеком надо обсудить вопрос, а он начинает демонстрировать к вам интерес как к женщине?

С.Л.: Я стараюсь не выходить за рамки деловых отношений. И собеседника вернуть в заданные рамки. Если вы ведете переговоры, то вас должны воспринимать серьезно.

«Ко»: У вас есть своя методика выхода из подобных ситуаций?

С. Л.: Я полагаюсь на интуицию. В какой-то момент надо улыбаться больше, в какой-то - меньше. С другой стороны, женщинам проще. Конечно, глазки строить не будешь, но можно повести себя таким образом, чтобы собеседнику было чуть сложнее отказать сразу, чтобы можно было вернуться к обсуждению какого-то вопроса еще раз.

«Ко»: Много ли в России женщин, добившихся успеха в бизнесе?

С. Л.: Все зависит от критериев оценки. В нас как заложили когда-то страсть к гигантомании, так мы до сих пор не можем ее изжить. Директор банка - это очень хорошо. «Ух ты, как многого она добилась». А если у человека маленький магазин или галерея? Я уверена, что у нас в стране много успешных деловых женщин, которые добились успеха исключительно благодаря своим способностям. Просто о них мало кто знает.

«Ко: Насколько мы понимаем, вы занялись бизнесом не из-за жесткой необходимости решать проблемы материального порядка. Могли бы найти для себя занятие в научной сфере, продолжить философское образование. Что вас в банк-то потянуло?

С. Л.: Если у человека есть внутренняя потребность сделать что-то еще, если пресловутое IQ выше среднего, если у него есть желание учиться, двигаться вперед, то он должен дать выход своему стремлению к самореализации. Так что по большому счету я не вижу разницы в том, чем заниматься, - философией или банковским бизнесом. К тому же тема моей первой научной работы - «Субъективно-психологические факторы теории денег». Был стимул проверить теорию практикой. Но я не ощущаю себя банкиром. К своему нынешнему положению я отношусь как к некой очень серьезной игре.

«Ко»: Почему вы недавно вновь вспомнили про философию, решились на кандидатскую диссертацию?

С. Л.: Когда-то это было моей мечтой, и мне надо было поставить точку в этой истории. Бывает, что живешь, живешь, и вдруг понимаешь, что какая-то история из прошлой жизни не закончена. Так что диссертация - это для удовлетворения своей прошлой мечты. При том что в жизни все в порядке. Вот мне надо было заморочку себе устроить, экзамены посдавать.

«Ко»: Вы выбирали бизнес исключительно в силу «обстоятельств времени и места»? Банк «Славянский» для вас - не самоцель?

С.Л.: В какой-то момент он перестал быть самоцелью. Иногда понимаешь, что слишком многое зависит от внешних обстоятельств.

«Ко»: Вам ведь внешние обстоятельства скорее помогали. У «Славянского» долгое время был очень сильный партнер - банк «Империал», возглавляемый вашим мужем...

С.Л.: Это сложный вопрос. Действительно, существовала связка «Славянский» - « Империал», и были некие задачи, поставленные в рамках этой связки. Условия для бизнеса и впрямь были комфортные. Другое дело, как я сама себя ощущала.

«Ко»: Вы ведь не были в ситуации «отступать некуда - позади пропасть»?

С. Л.: Знать, что ты не один - это хорошо, это здорово. Иногда очень важна возможность просто с кем-то посоветоваться. Это не означает, что я перекладываю на кого-то ответственность за принятие решений. Но возможность обсудить свою позицию и в процессе разговора что-то поправить - это очень важно. У меня такая возможность есть, мне просто повезло.

«Ко»: У вас всегда было право на ошибку?

С. Л.: Я бы так не сказала. Хотя ошибок было очень много.

«Ко»: Приходится ли вам ради бизнеса отказываться от «маленьких радостей жизни»?

С. Л.: Я очень люблю комфорт и стараюсь не отказывать себе в удовольствиях. Но соблюдаю паритет. Если сегодня иду в театр и заканчиваю работу в шесть часов, то завтра останусь в офисе допоздна. Я формирую график таким образом, чтобы успеть и то, и это.

«Ко»: То есть вы изначально считали, что работа - лишь часть вашего гармоничного существования?

С.Л.: Да, конечно. Деньги - не ради денег. А для того, чтобы позволить себе что-то еще. Можно, конечно, от каких-то вещей отказаться. Сегодня обстоятельства складываются так, что я не могу себе позволить всего, чего мне хочется. Но это не значит, что я отказываюсь от этого навсегда. Я сделаю это в другое время.

«Ко»: Если завтра вам предложат новый и интересный проект, вы кого-нибудь с собой возьмете? Команду?

С. Л.: Я хотела бы думать, что да. Ну если только это не футбольная команда.

Но придется очень долго думать. Все взвесить, просчитать, проанализировать. Должна быть уверенность в том, что в итоге получится. Во второй половине жизни уже совсем не хочется ошибаться. Потому что на исправление ошибок совсем мало времени. Ну и, конечно, прошлый успешный опыт уже не позволяет опускаться ниже определенной планки.

«Ко»: По каким критериям вы оцениваете себя? Могут ли быть такими критериями финансовые результаты вашего банка?

С. Л.: Финансовый результат очень важен. Это же объективный критерий. Но существуют и субъективные. Я заканчиваю год без особой прибыли, но финансирую безумно интересный и перспективный проект. И это позволяет мне быть довольной собой и получать дивиденды иного рода.

«Ко»: Сейчас популярна точка зрения, что для России достаточно 20 - 30 банков. «Славянский» в их число не попадает… Вы ощущаете в себе силы отстоять для него место под солнцем?

С. Л.: А надо ли? Все зависит от того, в какой степени ради бизнеса мне придется жертвовать личной жизнью и комфортом. «Ко»: То есть может настать момент, когда вы все взвесите, скажете «все, банк закрываем» и будете сидеть дома, читать книжки и воспитывать дочь….

С. Л.: Да. И это, кстати, не самое плохое занятие. Но через какое-то время наверняка возникнет некий внутренний конфликт. Не потому, что человек не может поменять очень активный образ жизни на безделье. Это как раз легко. Человек может легко адаптироваться к спокойной, комфортной жизни. Не так уж и плохо - живешь в свое удовольствие, заботишься о своих близких, чтобы им было хорошо. Другое дело, как ты будешь себя чувствовать при этом. Скучно не станет? Наверное, станет.

Еще по теме