Финансы через кордон
После повышения этим летом рейтинга России в ОЭСР западное финансирование для российских клиентов по экспортно-импортным контрактам стало дешевле и длиннее по срокам. Объемы сделок растут, и заинтересованные в «российских прибылях» иностранные банки начинают забывать об обязательном после 1998 года требовании 100-процентного резервирования средств по контрактам с Россией.
Впрочем, до уровня «блаженного» 97-го нам пока далеко. Те же казахстанские банки имеют более престижный рейтинг, чем российские, что позволяет Казкоммерцбанку зарабатывать на подтверждении аккредитивов средних российских банков.
Однако положительные тенденции уже наметились. Прежде всего это касается условий финансирования. Если еще недавно получить у иностранного банка кредит под российский экспортный контракт более чем на шесть месяцев было практически невозможно, то сейчас сроки увеличились до 1 – 3 лет. Уменьшается сумма гарантийного покрытия российских сделок в западных экспортно-кредитных агентствах (ЭКА). Снижаются процентные ставки при фондировании контрактов. Увеличиваются кредитные лимиты на российские банки.
По оценкам аналитиков, если ситуация и дальше будет развиваться в этом направлении, уже через год российские банки начнут работать на Западе так же легко, как в докризисные времена.
Деньги и стулья
Инструментарий торгового и предэкспортного финансирования, предлагаемый российскими банками, достаточно разнообразен. Это документарные операции (аккредитивы, гарантии), а также привлечение финансирования под сделки с Западом. Последнее время популярным стал выпуск банковских векселей на зарубежном рынке (активно занимаются этим МДМ-банк, «УралСиб», «НИКойл») с целью привлечения средств для финансирования российского клиента.
По словам начальника управления торгового и предэкспортного финансирования «НИКойла» Вадима Серебренникова, такие векселя пользуются спросом у западных контрагентов российских банков, поскольку являются мобильным инструментом, который в любой момент можно продать на рынке.
Для российских банков интересны все инструменты, которые сделают клиента счастливым и заставят обратиться в тот же банк еще не единожды.
Тем не менее, по словам начальника отдела кредитования корпоративных клиентов Международного промышленного банка Максима Нахамкина, с точки зрения экономической целесообразности для банка важен выбор инструмента, позволяющего максимально контролировать риски по сделке. В этом смысле аккредитив, обеспечивающий банку контроль за четкостью исполнения контракта сторонами, более привлекателен, нежели, например, гарантия (фактически безусловное обязательство банка уплатить денежную сумму по первому требованию).
По словам начальника управления торгового финансирования департамента кредитных операций Росбанка Марианны Кузановой, как наиболее интересные и перспективные для развития данного направления бизнеса в Росбанке рассматриваются многосторонние сложные сделки с использованием комбинированных финансовых и документарных инструментов.
Как отмечает начальник отдела структурного финансирования МДМ-банка Антон Кожинов, короткие деньги у крупных компаний есть и так, а при экспортно-импортном финансировании их привлекают прежде всего долгосрочные кредиты, позволяющие осуществить инвестиции в основные средства со значительным периодом окупаемости.
Поэтому российским импортерам оборудования очень интересны сделки с ЭКА. Правда, организация такой сделки займет больше времени, чем финансирование напрямую через иностранный банк. В банке решение по сделке принимается в течение 1 – 3 дней, в ЭКА – в течение 1 – 3 месяцев. Однако и финансирование через ЭКА может быть до 7 лет.
Иностранным банкам сделки с участием ЭКА тоже выгодны. Как отмечает начальник отдела международного торгового финансирования банка «Уралсиб» Антон Зур, иностранные банки с большим удовольствием идут на меньший риск и более низкую маржу от сделки. Процентная ставка для российского клиента по сделке с участием ЭКА меньше, чем через прямое кредитование западных банков: в среднем 6 – 10% и 8 – 12% соответственно.
Впрочем, по словам Зура, стоимость банковских услуг по торговому и предэкспортному финансированию во многом зависит от того, насколько вообще развито сотрудничество банка с конкретным клиентом.
Как правило, банки не считают для себя рентабельными сделки на сумму меньше $500 000 – $1 млн. Но если за год у клиента «набегают» значительные обороты (например, в год 5 аккредитивов по $20 000), с ним работать будут обязательно.
Главное – взаимопонимание
Поскольку финансовые схемы торгового и предэкспортного финансирования достаточно сложны, зачастую банкам приходится проводить своеобразный «ликбез» среди своих клиентов. Такие консультационные услуги обычно предоставляются банками бесплатно, в надежде на прибыль от самой сделки.
Как отмечает Марианна Кузанова, уровень внешнеэкономической подготовки клиентов сильно отличается. Те вопросы по документарным операциям и торговому финансированию, с которыми приходят в банк организации, имеющие достаточный опыт внешнеторговой деятельности, чаще всего связаны с выбором оптимальной структуры сделки и ее финансового обслуживания. А бывают случаи, когда приходится все прорабатывать с нуля и прописывать платежную статью базового договора.
Очень важно в договоре все прописать изначально правильно. Начиная с того, что использование такой формы платежа, как аккредитив, обязательно должно быть оговорено в контракте (иначе придется составлять дополнение к договору). Кроме того, важно предусмотреть возможные изменения в исполнении контракта – даже досрочное погашение кредита.
Как отмечает Антон Кожинов, возможность досрочного погашения кредита чаще всего изначально предусмотрена в кредитном договоре с западным банком. Однако если в результате досрочного погашения кредита иностранный банк несет убытки, вызванные реинвестированием возвращенных средств по ставке ниже ставки их привлечения, то заемщик будет обязан компенсировать кредитору эти убытки в полном объеме.
Сбербанк анализирует контракты клиентов на поставку товаров на экспорт, предлагает внесение изменений, направленных на покрытие рисков и снижение стоимости финансирования для поставщика, участвует в выработке и оптимизации схем расчетов с субподрядчиками в России и за ее пределами. Благодаря разветвленной сети, в «Сбере» могут проводить предконтрактную работу с клиентами во всех регионах России.
По словам начальника управления корреспондентских отношений Абсолют Банка Анатолия Максакова, в ряде случаев банк может организовать общую встречу представителей клиента, его иностранного партнера и иностранного банка. В результате такого сотрудничества можно договориться о наиболее приемлемых условиях экспортно-импортной сделки. Например, таким образом удалось уменьшить срок открытия аккредитива с двух месяцев до десяти дней до предполагаемой даты отгрузки товара, что значительно снизило затраты клиента.
Банк «Уралсиб» может бесплатно помочь хорошему клиенту оптимизировать его денежные потоки. Как отмечает Антон Зур, зачастую клиенту совершенно не нужно то краткосрочное финансирование, за которым он обращается в банк. Если «поскрести по сусекам» его собственных денежных потоков, нужную сумму вполне можно изыскать и сэкономить на процентах по кредиту.
Страху ради
Свои риски при работе с импортерами и экспортерами банки контролируют по-разному. Как и при любой кредитной операции, первую скрипку играет залоговое обеспечение.
«Абсолют» при финансировании по экспортно-импортному контракту ориентируется исключительно на залог. А в «Межпроме» беззалоговое финансирование экспортно-импортной сделки возможно при хорошем бизнес-плане и для хорошо известной компании. Максим Нахамкин отмечает: «В банке ориентируются больше на бизнес заемщика, а не на обеспечение. МПБ интересует сама сделка и возможность контроля за денежными потоками».
Так же банк может потребовать гарантию со стороны какой-либо родственной заемщику структуры – например, холдинга, в который он входит.
Иногда банки настаивают на участии в сделке страховой или сюрвеерной (контролирующей прохождение груза в пути, хранение на складе, упаковку, погрузку и т.д.) компании.
В частности, у одного из клиентов Абсолют Банка был случай, когда при поставке чая из Индии в Россию во время шторма с корабля смыло контейнер с товаром. Но поскольку предварительно банк потребовал товар застраховать, а в качестве страховщика рекомендовал крупную страховую компанию, имеющую представительство в России, то уже через 20 дней после страхового случая клиент получил возмещение на свой счет.
По словам заместителя начальника управления клиентских отношений Международного Московского банка Сергея Дзюбенко, ММБ, изучая список контрагентов своего клиента, обращает особое внимание на надежность страховых и перевозочных компаний. В очень редких случаях, когда речь идет о товарах (лекарственных, продовольственных), для которых существуют специальные требования по хранению и перевозке, ММБ может потребовать участия сюрвеера в сделке.
Господдержка
Долгоиграющая коллизия последнего времени – организация российского ЭКА на базе Росэксимбанка.
Как отмечает Анатолий Максаков, если Росэксимбанк будет страховать риски российских банков, это позволит увеличить лимиты, открытые на них иностранными контрагентами.
С другой стороны, поскольку под работу будущего агентства выделяются значительные средства, а среди его функций прописан такой вид деятельности, как «предэкспортное финансирование», возникают опасения, не создает ли государство на этом рынке очередного монстра, отбирающего хлеб у коммерческих структур.
По словам вице-президента одного крупного частного банка, «если Росэксимбанк и будет заниматься предэкспортным финансированием российских компаний, ему все равно вряд ли удастся выдержать конкуренцию с коммерческими банками. Как показывает практика, комбанки всегда мобильнее и гибче в оказании своих услуг, нежели госструктуры».
Как отмечает Вадим Серебренников, кредитоспособный клиент может получить обыкновенный кредит на пополнение оборотных средств в любом частном банке, и финансирование в «Росэксиме» вряд ли будет для него дешевле.
Что касается неплатежеспособных клиентов, то, если «Росэксим» возьмется за кредитование таковых, это будет очень полезно не только им, но и российским банкам.
Кредитный менеджер крупного российского финансового института поделился с «Ко», какой шок он испытал, посетив одно из предприятий ВПК, зарубежные закупки которого властные структуры понуждали профинансировать «ради стратегических государственных целей». Банкира потрясли представленные буквально «во плоти» оборотные мощности этого завода – совкового вида тетки усердно растирали в ступе какую-то смесь. Но, видимо, потому, что трофейное немецкое оборудование производства 20-х годов прошлого века, предложенное банку в залог, работало все еще неплохо, кредитная сделка состоялась.
Поэтому, возможно, весомая часть бюджетных денег, выделяемых под деятельность будущего ЭКА на базе Росэксимбанка, пойдет именно на нужды подобных заемщиков. И вряд ли частные банкиры захотят за них конкурировать.