«Физики» на рынке
В 2020 году 5 миллионов российских «физиков» вышли на фондовый рынок — это больше, чем за все предыдущие годы. Взрывной рост обусловили три фактора — развитие финансовых технологий, политика банков, «выталкивающих» недовольных низкими ставками вкладчиков на фондовый рынок, и «матрасные» доллары, которые владельцы стали направлять на покупку иностранных акций, так как долларовые депозиты перестали приносить какой-либо доход.
Первый фактор — технологический — появление удобных и простых в использовании мобильных приложений. Во многом это заслуга брокеров и банков: они создали настолько простой интерфейс, что одним нажатием пальца в приложении в смартфоне любой человек может купить любые акции — хоть российских, хоть зарубежных компаний.
Второй — повысилась пропагандистская активность банков. Процесс начался еще в 2019 году, но особенно усилился в 2020-м — они стали агитировать своих клиентов идти на фондовый рынок. В пандемию для банков все замерло — кредитование шло очень плохо, корпоративное практически полностью встало, и банки поняли, что можно избежать затрат на конкуренцию по ставкам, но получить безрисковый комиссионный доход на своих же клиентах, но уже в другом их качестве. Клиенты же, со своей стороны, были недовольны низкой ставкой по депозитам и на вопрос, почему так мало, банки отвечали: идите на фондовый рынок, там доходность выше, а мы вам поможем это сделать.
Третий вопрос — откуда деньги? Ведь, в отличие от американцев, у нас вертолетных денег не было.
Мнение, что на фондовый рынок потекли депозитные деньги, — это сильное преувеличение. Объем рублевых депозитов в банках не упал, депозиты просто меньше выросли. Условно, при прочих равных в 2020 году они могли увеличиться на 15%, а поднялись на 5% — на фондовый рынок попала только их малая часть. Туда пошли «матрасные» деньги и доллары с долларовых депозитов, ставки по которым обнулились. Именно поэтому ЦБ не увидел оттока капитала — эти деньги и не были частью работающей финансовой системы.
Это хорошо видно на примере Тинькофф Банка. У него 3 млн клиентов брокерского приложения — молодые люди, которые покупают иностранные финансовые инструменты за доллары. Они не снимают их со счета и не переводят рубли в доллары — у многих на счете в банке совсем небольшие суммы. Они просто кладут доллары на брокерский счет и сразу же покупают на них акции. Это и есть те самые «невидимые деньги», которые не видел ЦБ и которые на российскую экономику никак не влияют.
Топ-3 крупнейших проводника для «физиков» на фондовый рынок в России — «Сбер», ВТБ и «Тинькофф»
Если посмотреть на портрет этого вновь пришедшего инвестора (хотя специальные исследования по этому поводу не проводились), то это две страты:
Молодые люди, которые инвестируют небольшие суммы, — от 100 до тысячи или нескольких тысяч долларов.
Состоятельные клиенты, которые сидели в долларовых счетах, а сейчас диверсифицируют свой портфель и перекладывают часть в ценные бумаги. И здесь речь идет уже о серьезных цифрах, это десятки и сотни тысяч долларов.
Еще один миф, что все эти вновь пришедшие на фондовый рынок 5 млн «физиков» — геймеры или азартные игроки, которые рано или поздно все проиграют. Это не так, и то, что проиграют, совершенно не факт.
Во-первых, в 2020 году им на руку играл сам рынок. Во всем мире «физики», и отечественные в том числе, начали покупать резко рухнувшие акции интересных компаний в апреле и продолжали их скупать в мае, июне и июле, когда цена на них была все еще низкой. Покупали акции — к облигациям с их низкой доходностью интереса практически не было — в первую очередь высокотехнологичных компаний, которые восстанавливаться стали очень быстро. Рынок был на таких лоях, что никакой особой финансовой грамотности не требовалось — достаточно было получить общую картину из пары-тройки специализированных телеграм-каналов. Эти инвесторы уже заработали, и если будет коррекция, они потеряют совсем немного. Потери будут у тех, кто долго думал и начал покупать только сейчас, но и это не факт. Авиаперевозки и туристические компании сейчас сильно недооценены, а уже и так резко выросшие «техи» еще будут продолжать расти.
Во-вторых, ЦБ заинтересован в предотвращении проблем у инвесторов, которые могут перерасти в социальные, и ограничивает доступ неквалифицированных инвесторов к высокорискованным сложным финансовым инструментам — опционам прежде всего.
Вопрос, которым задаются сейчас брокеры, — начнется ли обратный отток, и насколько сильным он будет. И сколько из этих вновь прибывших «физиков» останутся активными — а это значит, будут проводить хотя бы одну операцию на фондовом рынке в месяц. Насчет обратного оттока — я его не жду, количество открытых брокерских счетов вряд ли уменьшится.
Что касается активности — она постепенно будет нарастать, так как финансовая грамотность растет, и все больше молодых людей смотрят на фондовый рынок не как на новую игру, а как на один из доступных им финансовых инструментов.