Top.Mail.Ru
архив

Фокус с ценником

Продажи автомобилей Ford Focus, собранных на заводе американской компании во Всеволожске (Ленинградская область), начались с ажиотажа. Предложив качественный продукт по приемлемой для отечественного потребителя цене, Ford одним прыжком настигла конкурентов. Но в одном компания просчиталась. Маркетинговые исследования не позволили с точностью предсказать, каков будет спрос на новые машины.

 

Цены на Focus стартуют с отметки $10 900. Его прямые конкуренты – по размерам, оснащению, мощности двигателя, и, что немаловажно, по престижности – стоят минимум на $2000 дороже (например, цены на SkodaOctavia начинаются от $13 000). Более дорогие версии FordFocus, а именно их в основном и производят во Всеволожске, также дешевле своих конкурентов на 15 – 20%.

Предложение Ford было воспринято российскими потребителями с огромным энтузиазмом. Дилеры насобирали заказов на четыре месяца вперед. Полностью устраивает такая цена и саму компанию. Ни повышать ее, ни понижать в Ford не собираются. Глава «Форд Мотор Россия» Хенрик Нензен утверждает, что $10 900 – это не просто «стартовая» цена, необходимая для успешного дебюта. Такая розничная стоимость автомобиля способна обеспечить высокую доходность производства во Всеволожске. На недавней презентации «российского» Focus он заявил, что завод Ford в Ленинградской области начнет приносить прибыль гораздо раньше, чем предполагалось перед запуском конвейера (конкретные сроки окупаемости проекта Нензен не разглашает).

 

Рождение новой цены

Три года назад, сразу после своего дебюта на Западе, Focus европейской сборки стоил на российском рынке $17 800. К концу 2001 года цена снизилась до уровня $13 900. Однако лидирующих позиций эта модель так и не достигла – например, по итогам первого полугодия 2002 года ее обгоняли такие автомобили-«одноклассники», как NissanAlmera, Peugeot 307, SkodaOctavia и MitsubishiCarisma.

Успех той же Carisma – отнюдь не новой модели – напрямую связан с гибкой ценовой политикой производителя. По словам директора по маркетингу компании «Рольф» (дистрибутор MitsubishiMotors) Валерия Тараканова, Mitsubishi для каждого рынка устанавливает цены, исходя из местных особенностей. Например, в Германии MitsubishiCarisma с двигателем 1,6 л в комплектации Classic стоит $16 870. Аналогичная модель в России продается за $14 900.

Особое внимание на стоимость автомобиля обратила и Ford – иначе зачем было открывать производство в России. По словам директора по продажам «Форд Мотор Россия» Сергея Богданова, цена, которую планировалось установить на российский «Фокус» на начальной стадии проекта, незначительно отличалась от цены импортного Focus, но в дальнейшем стратегия была пересмотрена. «Изучив спрос на автомобили стоимостью от $5000 до $20 000, мы высчитали, что данная (специальная) цена обеспечит полную загрузку производства – говорит Богданов. – При этом мы не хотели опускать цену настолько, чтобы уйти из категории престижных автомобилей, а, с другой стороны, спрос на наши автомобили все-таки должен был быть поддержан производством».

Цена на российский Focus рассчитывалась с учетом нескольких факторов. Во-первых, принимались во внимание затраты на производство. По словам Нензена, отсутствие импортных пошлин позволило снизить цену каждого автомобиля на $1870. Кроме того, на заводе во Всеволожске, по сравнению с Европой, ниже зарплаты (по данным «Ко», рабочие конвейера во Всеволожске получают $350 – $600). Сколько конкретно удалось сэкономить на относительной дешевизне рабочей силы, Нензен не раскрывает, но известно, что в Европе на зарплату персонала приходится 6 – 7% от стоимости автомобиля, следовательно, экономия лежит в границах этих процентов.

Еще одно обстоятельство, повлиявшее на снижение цены, – это локализация производства. Сейчас доля российских деталей во всеволожских «фордах» составляет всего 3%. Но, по словам Богданова, «при определении цены учитывалось и то, что к 2005 году автомобиль на 20 – 25% будет состоять из деталей, произведенных в России». Локализация производства, по расчетам компании Ford, не только снижает цену автомобиля, но и будет нивелировать негативный фактор, влияющий на ее рост – повышение курса евро.

Определяя цену, нужно было еще уложиться в установленные бизнес-планом сроки окупаемости предприятия. Инвестиции в строительство всеволожского завода составили $150 млн. По словам Нензена, для того чтобы вернуть их в расчетные сроки, в стоимость каждого автомобиля было дополнительно заложено по $2100. Кроме того, на цену повлияли увеличившиеся расходы на транспортировку комплектующих. Еще несколько лет компании не удастся сэкономить на объемах производства – в той же Германии Ford выпускает около 500 000 автомобилей в год, а во Всеволожске за первые 12 месяцев планируется собрать лишь 10 000.

Однако если бы цена на российские «форды» рассчитывалась только на основе производственно-финансовых показателей, возможно, стоимость машин в рознице была бы совсем иной. По мнению директора компании «Про-Инвест-Консалтинг» Александра Постникова, цена на Focus определялась прежде всего, исходя из покупательской способности населения, прогноза на высокий спрос среди корпоративных клиентов и программ «поддержки цены»: розничного кредитования и снижения стоимости владения автомобилем. О том же говорят и сами производители.

Проведенные компанией Ford маркетинговые исследования показали, что установленная на Focus цена устраивала 37% владельцев новых иномарок, 21% владельцев новых отечественных автомобилей и 26% владельцев подержанных автомобилей иностранного производства. В абсолютных цифрах потенциальная аудитория покупателей всеволожских «фордов» выглядит следующим образом: машину готовы купить 29 000 владельцев новых иномарок, 174 000 владельцев новых отечественных автомобилей, 80 000 владельцев подержанных иномарок. Американской компании эти данные показались достаточными, чтобы принять окончательное решение по цене.

 

Обратный эффект

Первые месяцы продаж подтвердили правильность расчетов. Каждый второй человек, заказавший всеволожский FordFocus, владеет продукцией отечественного автопрома. То, что цены на Focus ориентированы главным образом на эту категорию покупателей, подтверждает также и стратегия развития дилерской сети Ford, направленная прежде всего в российские регионы, где, как известно, наиболее популярны «жигули» и «волги». Статистика экспансии Ford такова: в 2000 году у компании было всего 16 дилеров в 12 регионах, сегодня их 53 в 34 регионах, а в следующем году число дилеров увеличится до 85, за счет чего будут охвачены 52 субъекта Федерации. В 2000 году автомобили Ford продавались почти исключительно в Москве. В этом году доля столицы сократилась до 52%, а в следующем доля регионов составит уже до 56% продаж.

Прогнозируя высокий спрос со стороны владельцев отечественных автомобилей, компания Ford постаралась предложить для этих не очень состоятельных клиентов особые программы поддержки цены. Для модели Focus были установлены самые привлекательные на отечественном рынке (если сравнивать с другими иномарками) условия предоставления кредита, страхования и цены на обслуживание автомобиля.

Однако, несмотря на выверенную ценовую политику, компания «Форд Мотор Россия» все-таки просчиталась в одном: сегодня спрос на Focus значительно превышает предложение, а необходимость «отстоять очередь» ради обладания новым автомобилем может негативно сказаться на продажах. «Мы не рассчитывали, что спрос будет таким высоким, – говорит Богданов. – И это очень опасная ситуация. Когда клиент раздосадован большим сроком ожидания, он может просто-напросто уйти к другому производителю». Сейчас на заводе пытаются решить вопрос об организации работы второй смены, хотя уже ясно, что это надо было предусмотреть гораздо раньше (изначально планировалось, что в две смены предприятие начнет работать только в 2004 году).

По словам Богданова, в Ford и не предполагали, что в современной России за машинами может выстроиться очередь. По крайней мере, дилеры компании, хорошо знающие психологию российского автолюбителя, уверяли, что такого не может быть. Но российский рынок в очередной раз напомнил о своей самобытности и о том, что в нашей стране предусмотреть все практически невозможно.

Еще по теме