Top.Mail.Ru
архив

Франсуа Пино: спрут по-бретонски

Рецепт Пино: больше никакой романтики. Времена злых гениев и комиссара Каттани минули. Чтобы покорять вершины, сегодня нужно всего лишь иметь деньги и дружить с президентом. И еще - всегда быть готовым нанести удар.

На дне

Он ненавидел тех, кто дрожал за свои дипломы. Он ненавидел касты и истеблишмент. Он мог бы стать служащим средней руки, но ушел из школы в шестнадцать лет. Перебивался временными заработками. Семья не понимала его, и общение с близкими превращалось в непрерывный скандал.

Наконец, Алжир. Тридцать месяцев скитаний. Эдакий Чайльд Гарольд двадцатого века - но гораздо беднее и прагматичнее "оригинала". Трудно сказать, что Пино искал в Африке. Во всяком случае, "золота-брильянтов" не нашел. Он не знал, кем он будет. Зато понял, каким будет. Пино вернулся во Францию с двумя твердыми намерениями: во-первых, драться за место под солнцем и, во-вторых, драться в одиночку.

Первый раунд Пино начал с займа в Credit Lyonnais в 100 тыс. франков. На эти деньги он основал Etablissements Franсois Pinault и занялся торговлей древесиной. Нельзя сказать, что бизнес поджидал Пино с нетерпением. Дружеских объятий и стремительного взлета не было. Но иногда ему удавалось получить выгодный заказ на разгрузку заблокированных докерами грузов.

В ноябре 1981 года Пино прикупил агонизирующую столярную мастерскую в Корризе. Дела шли в гору, но склон был слишком отлогим. Это была долгая дорога благочестивого французского предпринимательства, у Пино было слишком много попутчиков и слишком мало времени. Не этого он хотел, возвращаясь из Алжира.

Конкурентов спасет только смерть

"Мои конкуренты? Либо они умрут, либо я их съем!" - любил говорить Пино. В конце 1989 года Поль Паоли, председатель CFAO, старейшего франко-африканского торгового союза, пригласил Пино поучаствовать в капитале. Паоли не ведал что творит. Через несколько месяцев "спрут", начавший с доли в 20%, сверг Поля и присоединил CFAO к своей группе. Через четыре года Пино проделал то же самое с директором Printemps - Жан-Жаком Делором.

"Он готов на все ради победы. Он устраняет врагов, затем свидетелей своего успеха, пока не останется кого-либо, кому он должен", - иронично замечают "особо приближенные". В конце 80-х - начале 90-х годов Пино явил Франции новый, непривычно жесткий стиль управления. Это стало его почерком, его фирменной маркой.

Абордажный менеджмент позволил Пино выхватить из-под носа своего конкурента Бернара Арно несколько лакомых кусочков.

9 марта 1999 года Пьер Берже, директор компании Yves Saint Laurent, поведал Пино о своем горе: его главный акционер - компания Sanofi собирается продать дом мод. Арно заинтересовался происходящим - в декабре он уже назвал цену за обе компании: 6,4 млрд франков. Но, изучив состояние дел Yves Saint Laurent и Sanofi более внимательно, он понизил ставку. Возникла угроза продажи Sanofi всем желающим, в том числе и иностранцам. Заграница не заставила себя ждать: первым откликнулся японец Шисейдо. Но Арно думал, что Жан-Франсуа Дёек, директор Sanofi, блефует, отказываясь продавать компании за 4 млрд франков. В самом деле, какой может быть у иностранцев интерес к YSL? Дело престижа - и только. Кроме того, Арно был известен национализм, который проповедует Дёек. Ведь в течение 20 лет "великий патрон" (ростом выше двух метров) являлся непреодолимым препятствием для иностранцев, стремящихся встать во главе его фармацевтической лаборатории. Пино не поскупился и попросту перекупил обе фирмы у Арно за 6 млрд франков.

Следующий удар не заставил себя ждать. Утром 19 марта 1999 года в большом зале заседаний в парижском Диснейленде глава корпорации LVMH открыл ежегодный семинар с участием 450 топ-менеджеров компании. Почти сразу же ему передали, что Анна Мео, одна из советников по финансовым делам, хочет переговорить с ним по телефону. Новость, которую она сообщила, была убийственной: Франсуа Пино установил "дружественный контроль" над знаменитой Gucci.

Gucci - типичный пример "истории успеха". За последние 5 лет ее обороты увеличились ни много ни мало на 390%. Не случайно в начале года Арно остановил на ней свой выбор. Заполучив часть капитала компании, LVMH хотела с максимально возможной осторожностью и тактом присоединить Gucci к своей империи. Но Арно наткнулся на сопротивление менеджмента. Возникла заминка. И тут появился "спрут"...

Тогда, на заседании, Арно нашел в себе силы для иронии. "Великая новость, - объявил он. - Пино проник в мир роскоши". И немедленно отбыл к себе в парижский офис. Но спешка была уже не нужна, переговоры с руководством Gucci зашли в тупик.

Разразилась война за грандиозный куш: предполагается, что в 2000 году объем продаж в секторе lux составит 350 млрд франков. Этим и объяснялся интерес Пино к новому для него рынку. Так или иначе, но с Gucci Пино не прогадал. Доходы от сетевых продаж на сегодняшний момент выросли на 27% и уже составили $530,7 млн.

Подарок президенту

Какое-то время на TF-1 существовало своеобразное разделение труда. Телемагнат Мартин Буиг пилотировал проект, Арно контролировал его, а Пино ограничивался дружескими советами. Но все понимали, что мирное сосуществование хищников не может длиться вечно.

Прошел ровно год после набега Винсента Болоре на владения Мартина Буига, владельца группы Bouygues, как случилась новая напасть. Она началась со звонка Пино, который заявил, что он с помощью Atremi's, которая обладает 16% капиталов группы, приобрел 12,6% акций у Винсента Болоре и еще 3,5% скупил на рынке.

Пино выложил на стол 4 млрд франков, чтобы стать крупнейшим акционером TF-1. Тем самым Пино обошел Мартина и Оливера Буиг, в распоряжении которых находятся 14,6% акций и 22,6% голосов. Учитывая разносторонние интересы миллиардера, вряд ли стоит удивляться проникновению Пино на телевидение. Очередной каприз магната. Впрочем, есть маленькое "но" - это дружба Пино с Жаком Шираком. В стране, где президентские выборы давно уже называются "телевыборами", рука на кнопке определяет многое - даже в какой-то мере имя победителя президентской гонки 2002 года.

"Спрут" в сетях

Еще недавно Pinault Printemps Redoute (так сегодня называется компания Пино) сторонилась Интернета. Но это продолжалось недолго. Пино удалось найти несколько изюминок, которые сегодня выдвигают его в лидеры электронной коммерции.

34-летний сын Пино - Франсуа-Анри руководит группой планирования и стратегии компании La Fnac (дочерняя компания Pinault Printemps Redoute). Непосредственная задача Франсуа-Анри - ускорять развитие мировой сети материнской компании. Он же взял в руки рулевое колесо PPR-Interactive (новая компания в составе группы, основана в мае 2000 года). Сегодня Pinault Printemps Redoute - первый по величине во Франции виртуальный рынок. Этот результат достигнут во многом благодаря Франсуа-Анри. В 1999 году более чем 8% "виртуальных" покупателей во Франции посетили сайты группы. Чтобы развить успех, Pinault Printemps Redoute атаковала самое слабое место Интернета - подключение. Компания реализует 20% продаж ПК во Франции. С ноября все машины могут быть оснащены выходом в Интернет, позволяющим пользоваться сайтами Pinault Printemps Redoute бесплатно. "До этого каждый покупатель стоил мне от 700 до 1000 франков. С бесплатным доступом эта цифра может быть поделена на 10", - хвастается Франсуа-Анри.

La Fnac - один из самых обширных книжных магазинов Франции: ему принадлежит 40% Интернет-продаж французских книг и дисков. Франсуа-Анри Пино вынашивает наполеоновские планы. Он собирается бороться против CD-NOW, занимающим первую строчку в продажах веб-музыки, и готовит наступление на американский Amazon.com.

Еще одно увлечение Pinault Printemps Redoute - радио-Интернет. La Fnac решила озвучить свой сайт. А недавно PPR Interactive, дочерняя компания Redoute, объявила о покупке 21,7% акций Diora.com, первого интерактивного радиоканала в Интернете, транслирующего передачи через мобильные телефоны, запущенного 2 марта.

Сегодня Pinault Printemps Redoute - это 65 сайтов электронной коммерции в Европе и США, Интернет-продажи в объеме 37,8 млн евро за 1999 год и 31,1 млн в первом квартале 2000. Она занимает 21-е место среди крупнейших французских компаний.

Щупальце дружбы

"Вместо замечательного сотрудничества мы машем кулаками, как два желторотых юнца", - вздыхает Пино по поводу своих "разногласий" с Бернаром Арно. Но ему никто не верит. Все знают, чем заканчивается сотрудничество с самым богатым бретонцем в мире.

Сравнение двух дельцов показывает, что они не могли не схлестнуться. Общность вкусов не объединила их, а лишь определила поле боя - Интернет, сектор lux, искусство. Разность характеров обострила борьбу и сделала ее колоритнее, зрелищнее.

Например, Пино остался привязан к своей родине. "На свадьбе его сына можно было скорее видеть смешные бретонские рожи, чем "красавцев" парижан", - вспоминают сотрудники. Арно, приверженец роскоши, более приближен к истеблишменту.

Отличаются они и стилем руководства. Арно может просиживать целыми днями в своей Dior, лично управляя делами. Его приказы сухи и жестки - на грани террора. Пино ничуть не мягче: "если его обманывают, его гнев не знает границ", но он предпочитает делегирование полномочий, назначая директора каждому из своих "щупалец". Обаятельный, но не эмоциональный Пино иногда играет в жесткость. Холодный, но вежливый Арно выказывает уважение, не вкладывая душу.

Арно руководствуется прагматизмом, Пино - интуицией. Про чутье Пино можно слагать легенды - оно действительно не раз его выручало. Незадолго перед топливным кризисом в 1973 году он продал свое лесное предприятие за 30 млн франков англичанам и купил через 8 - 10 месяцев за 5 млн. За несколько дней до обвала цен на рынке парижской недвижимости в начале 1991 года Пино продал за 1,3 млрд свое логово CFAO банку Credit Lyonnais, который впоследствии потерял на этой сделке 1 млрд франков.

"Спрут" взбирается на вершину искусства

Эта история началась в 1990 году - с покупки в Нью-Йорке по совету парижского брокера Марка Блондо творения художника Пье Мондриена за $8 млн. Пино вспоминал: "В этот день я понял, что мог бы взобраться на вершину искусства своего времени". Он очень много тратил, чтобы понять. Он мог целый день потратить на поездку по какой-нибудь европейской столице, посещая одну выставку за другой. В 1991 году Пино заинтересовался "Ребюсом" Роберта Раушенберга. Ему потребовалось 4 года усилий, чтобы выкупить картину у коллекционера Шарля Саатчи за $7,2 млн. Сегодня у Пино крупнейшая во Франции коллекция послевоенных американских художников - даже Национальный музей современного искусства не может с ним сравниться.

Его вкусы ориентированы на абстракцию. Обустраивая парк своего замка в Монфор-Лямори, он специально заказал групповую скульптуру - 190 тонн металла - американцу Ришару Серра.

Шум за сценой

В последнее время за кулисами Pinault Printemps Redoute происходит очень много интересного. В частности, Пино вдруг начал утверждать, что он не контролирует Forest Products Int., которая владеет почти четвертью акций его холдинга (остальные акции принадлежат Пино и его семье). Однако эксперты The Economist сделали заключение, что FPI все же контролируется Пино.

А месяц назад стало известно, что Франсуа Пино находится под следствием. Полтора десятка полицейских нагрянули средь бела дня в офис бизнесмена, где был проведен тщательный обыск. "Спруту" предъявили обвинение - мошенничество в особо крупных размерах. Скорее всего, речь идет о покупке Франсуа Пино американской страховой компании Executive Life в 1991 году с помощью все того же Credit Lyonnais, в котором, кстати, он занимал тогда один из ключевых постов. Теперь американцы утверждают, что сделка была незаконной.

Само по себе это неудивительно - для нас, россиян. У нас в последние месяцы тоже и обыскивали, и сажали. А вот молчание общественности во Франции удивляет. Пресса встретила неприятности вокруг Пино молчанием. Хорошая мина при плохой игре - в Париже далеко не все спокойно. А видимость этого спокойствия, вполне вероятно, просто результат дополнительных инвестиций Франсуа Пино.

Еще по теме