Налоговый компромисс в пользу правительства
УТВЕРЖДАТЬ II часть Налогового кодекса и закон о введении ее в действие Дума будет 19 июля.
А всю прошлую неделю правительственные чиновники пытались сформулировать предложения кабинета к этому заседанию. В итоге правительство отказывается от ряда своих прежних предложений и выдвигает по видимости компромиссный вариант. Депутаты едва ли сочтут компромисс недостаточным. В целом Дума одобрила налоговые предложения правительства (отмена всех - кроме одного - налогов на оборот, снижение нагрузки на оплату труда, единая ставка подоходного налога, повышение акциза, отмена ряда льгот и т.д.).
При этом депутаты, естественно, не поверили, что правительство радикально снижает налоги. На 2,2 - 2,3% ослабевает номинальное, а не реальное налоговое бремя (так, по ставке 30 - 35% практически никто подоходного налога не платил). Отменяя действующие налоги или снижая ставки, правительство предлагало другие источники для пополнения казны, и в итоге доходы консолидированного бюджета не уменьшались, а доля доходов федерального бюджета в ВВП даже вырастала.
Реальное бремя в отличие от номинального снизится не более чем на 0,35% ВВП: отмена оборотных и других налогов, уточнение льгот и изменение налоговой базы, по оценке экс-министра финансов, аудитора Счетной палаты Владимира Панскова, сокращает доходы бюджетов на 287,2 млрд руб. Вводимые взамен налоги дают бюджетам 173,3 млрд руб.; отмена льгот и изменение ставок - 90,6 млрд. Разница между потерями и приобретениями бюджетов невелика: потери лишь на 22 млрд больше.
Конечно, данные расчеты весьма приблизительны. Однако депутаты согласились как с идеологией, так и с основными налоговыми инициативами правительства. Но дьявол, как известно, скрывается в деталях. По ходу дела проявились разногласия, которые можно свести к пяти основным пунктам.
Во-первых, депутаты превзошли правительство в радикальности, предложив сделать минимальной ставкой социального налога 2% (для годовых доходов свыше 600 тыс. руб). Правительство же опасается, что при наличии такой ставки компании смогут "скидывать" всю оплату труда на нескольких человек и сокращать таким образом социальные отчисления. Затем Дума (возможно, с подачи самого правительства) предложила включить пенсионные взносы в соцналог уже со следующего года (а не в 2003 году, как это планировало правительство). От этого решения зависит, кто (МНС или Пенсионный фонд) занимается сбором и распределением пенсионных денег.
Следующие два разногласия касаются НДС. Депутаты не согласились с правительственным предложением считать моментом возникновения обязательств по НДС дату отгрузки товара. Они настаивают на сохранении нынешнего порядка, когда плательщик может выбирать между датами отгрузки и оплаты. Депутаты также предлагают единовременно перейти при торговле со странами СНГ на принцип взимания НДС в стране назначения. Правительство в принципе с этим не спорит, но хотело бы оставить последнее слово за собой, сделав данный вопрос предметом двустороннего межгосударственного торга. Особенно сильно практика двойного взимания НДС сказывается на российско-украинской торговле, и понятно, что российскому кабинету есть что попросить у Украины в обмен на торговые послабления.
Заключительным аккордом в череде разногласий стало утверждение Думой акцизных ставок. Бензиновые акцизы депутаты повысили примерно в три раза, а не в шесть, как предлагало правительство. Акцизы на моторные масло и дизтопливо тоже, по мнению правительства, недостаточны. Депутаты приняли разумное решение: не стоит повышать акцизы на нефтепродукты, когда далеко не исчерпаны резервы повышения экспортных пошлин - лучше собирать доходы с экспорта нефти, чем с внутреннего рынка, где цены сильно ниже мировых, а прибыль нефтяников несравнимо меньше, чем при экспорте. Конечно, депутаты руководствовались при этом как лоббистскими соображениями (позиции нефтяников в Думе традиционно сильны), так и заботой о недопущении инфляции. И главное, в порядке дружеской услуги губернаторам они сохранили 1-процентный оборотный налог на пользователей автодорог, что не позволило кабинету отрапортовать об отмене оборотных налогов.
На прошлой неделе правительство нашло компромисс с самим собой. Кабинет соглашается с оборотным налогом, с акцизами и с включением пенсионных взносов в соцналог. Однако его минимальная ставка, убеждает правительство депутатов, не должна быть ниже 5%. НДС по факту отгрузки будет выплачиваться уже с 2002 года. А оборотный налог правительство тоже попытается отменить в следующем году. Теперь слово за депутатами, которые, скорее всего, должны будут принять - с некоторыми коррекциями - этот правительственный вариант.
Такое решение, очевидно, выгодно кабинету министров: перестраховавшись, Минфин заложил повышение бензиновых акцизов в пугающем депутатов и общество размере, чем стимулировал их повышение в три раза. Бюджет-2001, по оценке экономиста Владимира Мау, в итоге выглядит "суперреалистичным". Структурного пересмотра бюджета из-за "недостаточного повышения акцизов" не потребуется. Здравый смысл восторжествовал, и теперь все могут быть довольны: депутаты - эффективной защитой наших интересов, правительство - хорошим бюджетом-2001 и сохранением своего реформаторского лица, а налогоплательщики - хоть и микроскопическим, но все же снижением налогов.