Top.Mail.Ru
архив

Гарлем

КАК ИЗВЕСТНО, после кризиса 1998 года российским компаниям за границей резко перекрыли кислород: закрывали корсчета, предпринимали организационно-полицейские меры по контролю за сделками. Потом ситуация сдвинулась с мертвой точки, но полностью так и не восстановилась. Более того, есть ощущение, что сейчас идет вторая волна постдефолтной реакции и очередное обострение ситуации. Можно сказать, что это связано с политической конъюнктурой, со сменой администрации в США, со смещением некоторых акцентов. На мой взгляд, причина - в нарастающей нервозности в отношении перспектив мирового финансового рынка. Это проявляется в увеличивающейся агрессивности. Естественно, что Россия является самым удобным каналом для ее стравливания. Во всяком случае, уже появились конкретные субъекты рынка, которые за счет этого пытаются решать свои задачи. Пример - история с «Русским алюминием», когда поводом для кампании является «черный пиар» обиженного конкурента (в данном случае братья Живило). Однако братья Живило вряд ли добились бы чего-либо - поскольку имеют репутацию ничуть не лучшую, чем другая сторона в этой истории - если бы они не попали на конъюнктуру. Как на общеполитическую, так и на экономическую - учитывая позиции и положение ее прямого конкурента компании Alcoa - поскольку «Русский алюминий» является наиболее заметной российской компанией на мировом рынке.

Зачем нужны всякие антидемпинговые расследования, публичный политико-экономический «пиар», если такой механизм устранения конкурента проходит? Когда можно натравить на русских кого попало: таможню, налоговые органы, банки, прокуратуру. Нет местной инициативной прокуратуры - натравим щвейцарскую.

Однако все, что вменяется в вину нашему бизнесу, явно не ново для заграничных бизнесменов и применяется ими давно и в гораздо больших масштабах. Можно говорить о том, что в их экономической жизни меньше доля неформальных экономических приемов, но по объему мы уж точно неконкурентоспособны. Причем все эти схемы систематически и успешно применяются и на нашем рынке.

Кстати, интересно, что те, кто любит учить нас цивилизованному бизнесу, отличаются наиболее криминальными повадками в бизнесе. Например, г-н Сорос, который вступил в ряды борцов за свободу слова и спасение НТВ. Он, конечно, занимается легальным бизнесом. Спекуляции на валютном рынке - это, по сути дела, механизм функционирования мировой валютной системы. Сорос, как и положено червяку, за счет своих испражнений создавал навоз мировой валютной системы. Но при этом червяк должен «хавать» по общим для всех червяков правилам. Однако Сорос не только использовал свои совокупные возможности для того чтобы разорять проблемные страны. Он довольно успешно использовал корумпированных чиновников, дабы получать инсайдерскую информацию, как следует из исков ему предъявленных.

И вот последний случай. Credit Suisse First Boston - авторитетная международная структура, к которой на хромой козе не подъедешь, взялась помогать нашему государству в лице РФФИ в исторической операции. CSFB занялась выводом на рынок ADR третьего уровня компании «ЛУКойл», естественно, имея всю информацию по срокам, проблемам и т.д. Одновременно CSFB выступила консультантом BP Amoco по продаже акций и облигаций этой компании. Было реализовано около 7% акций «ЛУКойла».

Поведение BP Amoco понятно. Они зафиксировали прибыль, полученную на российском рынке, и участие в нескольких проектах. Проще говоря, сделали то, что когда-то сделала CSFB, только в глобальном масштабе. Однако в ситуации с «ЛУКойлом» мы имеем совершенно криминальный вариант. Причем доподлинно неизвестно, какую роль во всем этом играл «ЛУКойл».

CSFB продала ценные бумаги дешевле, чем они стоили, опустив рынок. Кроме того, по условиям сделки в ближайшие пять лет их цена не будет превышать $18. Однако, по оценкам экспертов, реально такая капитализация будет достигнута уже в течение года, и потенциальные возможности для этого у компании есть. Во всяком случае, запасы нефти у «ЛУКойла» уж точно больше, чем у BP Amoco.

Грубо говоря, CSFB вела себя криминально. И я хотел бы знать, какой суд какой юрисдикции сможет рассмотреть этот вопрос. Причем в этой ситуации не требуется доказательств инсайда, поскольку налицо явный конфликт интересов. CSFB не имела права одновременно консультировать обе стороны.

Если мы собираемся все-таки строить рынок, то мы должны спасти позиции российского бизнеса. Мы не можем быть территорией второго сорта в юридическом и правовом смысле. Мы не можем позволить превратить страну в резервацию маргинальных форм ведения бизнеса. Вообще невозможно говорить об интеграции России в мировой рынок и каких-то требованиях к отечественному бизнесу, пока не признана юрисдикция российского суда. Я считаю, что это чисто политическая задача. Пока же все напоминает старый Гарлем, где полиция ведет себя тихо, а любые свободные массовые контакты затруднены предупреждениями об опасности.

 

Еще по теме