Top.Mail.Ru
архив

С любимыми не расставайтесь

Согласно появившимся на прошлой неделе в Москве сообщениям, голландская издательская группа VNU, владеющая 35% акций российского издательского дома IndependentMedia (IM), намерена продать свою долю в IM. Это намерение связано с комплексной реструктуризацией бизнеса голландской компании, в рамках которой VNUпланирует ликвидировать свое журнальное подразделение, сосредоточившись на Интернет-проектах и сделке по приобретению известного маркетингового агентства ACNielsen.

 

VNU, входящий в число крупнейших европейских издательских домов (см. справку), купил 35% акций IMв начале 1998 года (сумма сделки не разглашалась, но, по оценкам наблюдателей, составила не менее $30 млн).

В появившихся сообщениях со ссылкой на главу журнального подразделения VNUТео Баумена говорится, что компания предполагает до мая – июня 2001 года продать все свое журнальное подразделение целиком и одному покупателю. Такая постановка вопроса позволяет предположить, что покупателем, вероятнее всего, выступит другая крупная медийная группа, заинтересованная в расширении своего присутствия на рынках, освоенных VNU.

Несмотря на то что предстоящая продажа 35% акций IMникак не связана с проблемами VNUна российском направлении, а является частью стратегического плана реструктуризации компании, некоторые московские англоязычные издания не преминули воспользоваться подвернувшимся поводом, для того чтобы с плохо скрываемым злорадством лягнуть IM в целом и наиболее авторитетную ежедневную англоязычную газету TheMoscowTimes, издаваемую IM, в частности. Указывается, например, что TheMoscowTimesзавершила прошедший год с убытками, в связи с чем был заменен главный редактор и последовали сокращения штата журналистов; что не увенчался успехом проект электронного портала eStart; что кремлевская администрация усилила в последнее время свое влияние на руководителей IM и это не замедлило отразиться на содержании TheMoscowTimes. Набор не новый и неоднократно озвученный – как самой TheMoscowTimes, признавшей наличие убытков в 2000 году, так и Евгением Киселевым, обозвавшим как-то «Ведомости» «Кремлевскими ведомостями». (В 1996 году телевизионные «Итоги» никто «Кремлевскими итогами» не называл, а стоило бы! Ах да, тогда ведь Евгений Алексеевич и Владимир Александрович Гусинский искренне заблуждались.) В общем, обычные сплетни не слишком удачливых конкурентов, на которые не стоило бы обращать внимания, если бы не одно обстоятельство.

К проблемам Дерка Сауэра – падению тиража ряда глянцевых журналов IM, визиту налоговых полицейских в офис компании (что недвусмысленно свидетельствует о внимании властей к деятельности независимой компании), управлению основательно разросшимся IM – ныне прибавляется неопределенность в отношении нового совладельца более чем трети акций издательства. VNUрасполагала опционом на приобретение 55% акций IM (доли, которой ныне владеют сам Сауэр и трое его голландских коллег; еще 10% находятся во владении аффилированной с группой «Роспром» швейцарской компании). По не получившим подтверждения сведениям, некоторое время назад Сауэр предлагал VNUдокупить у него 55% акций, реализовав таким образом опцион, однако стороны не сошлись в цене. По стандартному в таких случаях положению опционного соглашения продать акции третьей стороне без согласия VNU он также не может. Вряд ли стоит опасаться того, что новый совладелец IMнемедленно прикроет часть русских лицензионных изданий, даже если они окажутся его прямыми конкурентами (такое потенциально возможно, если журнальное подразделение VNUпопадет в руки, скажем, французской группы Hachetteили американской CondeNast): все-таки прибыльности русскоязычный Cosmoне утратил, «русские голландцы» по-прежнему владеют контрольным пакетом, а развести конкурирующие между собой брэнды по разным нишам «западники» сумеют. Вопрос в том, что VNUбыл для IMнаиболее комфортабельным партнером (не зря Сауэр начинал свою журналистскую деятельность в этом издательском доме и был им откомандирован в 1990 году в Россию). Один на один с не испытывающей сейчас особого пиетета к прессе российской власти выходить не рекомендуется никому; для любящих особый риск обязательно наличие как минимум 90-процентного иностранного участия в капитале и проверенного западного партнера. В случае несоответствия стандарту безопаснее и прибыльнее раз и навсегда забыть о политической журналистике и сосредоточиться на заботах о мужском здоровье и проведении космо-шоу. 

 

СПРАВКАVNU (Объединенный нидерландский издательский дом) создан в 1964 году в результате слияния двух местных издательств – DeSpaarnestadи Cebema. Общее количество сотрудников – около 10 тыс.

VNUиздает и распространяет журналы, региональные газеты и специализированные технические издания. Кроме того, компания специализируется на подготовке образовательных материалов и баз данных.

VNUимеет дочерние компании в Нидерландах, Бельгии, США, Великобритании, Италии, Франции, Германии, Испании, Чехии, Венгрии и Индии. Выпускает в странах Бенилюкса, Великобритании и в Восточной Европе более 100 наименований журналов. В частности, ему принадлежат права на издание местных версий журнала Cosmopolitanи некоторых других изданий компании HearstCorp. в Нидерландах, Бельгии и Венгрии. В США VNUиздает 30 периодических изданий, среди которых музыкальный журнал Billboardи рекламный еженедельник Adweek.

Годовой объем продаж – около $2,6 млрд. Около половины операций проводится за пределами Нидерландов. Акции VNUкотируются на фондовых биржах Амстердама, Брюсселя и Люксембурга.

 

СПРАВКА

Компания IndependentMedia создана в Москве в 1992 году. Первоначальный капитал предоставлен личными друзьями основателей компании. Ими стали бывшие сотрудники VNU – голландцы Дерк Сауэр, отвечающий за издательскую политику, и Аннемари ван Гаал (маркетинг и рекламная политика). С 1992 года выходит англоязычная газета TheMoscowTimes. Второй англоязычный проект – журнал RussiaReview. С 1994 года IMучаствует в лицензионных проектах с компанией HearstCorp., располагая лицензиями на издание русскоязычных версий журналов Cosmopolitan, GoodHousekeeping(«Домашний очаг»), MarieClaire, HarpersBazaar. С 1995 года выходит русская версия журнала Playboy, с 1997-го – MensHealth(совместно с RodalePress). К числу нелицензионных проектов относятся журнал для подростков Yes!, мужской журнал «Бикини», иллюстрированные журналы «про людей» – «Кто» и «Культ личностей». Компания представлена и на рынке специализированной прессы, выпуская группу торговых журналов под маркой «Витрина». С 1999 года выходит ежедневная деловая газета «Ведомости», партнерами по изданию которой выступили FinancialTimesи TheWallStreetJournal. За пределами Москвы IndependentMedia издает англоязычную газету St.PetersburgTimes, а также обладает лицензиями на выпуск ряда изданий Hearstна украинском языке.

Еще по теме