Top.Mail.Ru
рынки

YouTube и Telegram снова в лидерах: Роскомнадзор подсчитал бюджеты на рекламу в соцсетях

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Роскомнадзор подвел первые итоги работы ЕРИР — единого реестра интернет-рекламы. Около 11% (6,3 млрд рублей) от всего объема размещенной в Рунете рекламы пришлось на иностранные соцсети. В лидерах — YouTube, Telegram и Instagram*. Российские компании не перестали рекламировать не только на запрещенных платформах, но и у иноганетов — на такие размещения было выделено порядка 133 млн рублей.  

Первые итоги

В 2023 году объем учтенной интернет-рекламы предварительно составил 563 млрд рублей, приводит РБК данные Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР). Из этой суммы 6,3 млрд рублей пришлось на интеграции, размещенные на иностранных платформах.

Около 3,3 млрд ушло на рекламу в YouTube, еще 2,4 млрд рублей — на Telegram, а почти 600 млн — на заблокированный в РФ Instagram*. По данным РНК, тематика размещений на этих платформах отличается. Например, в YouTube чаще рекламировались услуги транспортных и лизинговых компаний, банков, IT-компаний. В Telegram лидирует реклама от букмекеров, а в Instagram — дополнительного образования и бьюти-сферы.

Роскомнадзор не раскрыл имен самых крупных рекламодателей, однако пять из них в общей сложности потратили на продвижение 43 млрд рублей (около 7,6% от всего рынка). Расходы малого и среднего бизнеса составили 160 млрд рублей (28%).

Всего в прошлом году деньги на рекламу в интернете выделили порядка 970 тысяч компаний. Также рекламодатели запланировали бюджет на продвижение у иноагентов — всего около 133 млн рублей. Согласно информации ЕРИР, речь идет об интеграциях у 15 иностранных агентов (их имена, а также сами бренды не называются). 

Новая система учета

ЕРИР заработал в России в сентябре 2022 года. В этот реестр теперь собираются данные обо всех рекламных размещениях в Рунете (это касается в том числе информации о заказчиках и стоимости услуг). Отправлять сведения в ЕРИР, за который отвечает Роскомнадзор, должны сами участники рекламных интеграций.

Также в силу вступили требования об обязательной маркировке. С 1 сентября 2023 года за ее отсутствие и предоставление неверных сведений в реестр предусмотрены штрафы. Для физических лиц они составляют от 10 до 30 тысяч рублей, а для юридических — от 200 до 500 тысяч.

Маркировка дает возможность оценить объем рекламных размещений и прозрачность всех связанных с ней процессов, говорит Яна Акуленкова из маркетингового агентства Demis Group. Оценить объем неучтенных размещений, по ее словам, практически невозможно, но можно опираться на судебные иски о несоблюдении мер по маркировке рекламы. «Требования о маркировке рекламы чаще всего не соблюдаются при работе брендов с инфлюэнсерами на таких площадках, как Instagram и YouTube», — отметила собеседница. 

Юристы тоже считают, что объективным показателем о неучтенной рекламе будет статистика привлечения нарушителей к административной ответственности. «Критерием эффективности новой системы учета является скорость и неотвратимость реакции государства на рекламу неучтенную. Причем эта статистика должна быть проанализирована, и тогда можно наметить какие-то тенденции», — отметил управляющий партнер адвокатского бюро «Матюнины и партнеры» Олег Матюхин.

Одни из самых популярных платформ для размещения онлайн-рекламы на сегодняшний день запрещены в РФ. По данным исследования Platforma, на октябрь 2023 года каждый третий бизнес (34%) использует заблокированные социальные сети для продвижения своего продукта. Наибольшая популярность — у Facebook* (45%) и Instagram (около 40%).

На этом фоне Федеральная антимонопольная служба и Роскомнадзор разошлись во мнениях, нужно ли вообще учитывать интеграции на данных площадках. По версии ФАС, этого делать не надо, поскольку реклама на запрещенном ресурсе не может считаться распространяемой на территории РФ.

В то же время Роскомнадзор требовал маркировать рекламу и в Instagram, и в Facebook. А по словам начальника управления организационного развития и информационных технологий РКН Александра Заверячева, игнорирование закона о рекламе даст тому же Instagram «неконкурентное преимущество перед российскими площадками». В декабре 2023 года ведомства все-таки заняли единую позицию. ФАС заявила, что блогеры и рекламодатели обязаны маркировать рекламу на всех интернет-платформах. 

*Принадлежат Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ. Продукты компании Instagram и Facebook также запрещены в России.