Top.Mail.Ru
архив

Газировка в акцизе

13.02.201600:00

Чиновникам показалось мало введения налога на роскошь, повышения налога на имущество, который теперь исчисляется не по балансовой, а по кадастровой стоимости, и ставки водного налога.

Сейчас обсуждается повышение акцизов на бензин и даже на автомобильные шины, а также предлагается ввести акциз на «вредные» продукты. Это не только пальмовое масло, которое недобросовестные производители добавляют в молочные продукты, но и сахар, газированная вода и чипсы.

По данным международной исследовательской компании Euromonitor International, продажи газировки в России уже сокращаются: в натуральном выражении объем российского рынка в 2015 г. снизился на 9,9%, до 4,05 млрд л, хотя годом ранее рынок показывал рост. Основные производители — Coca-Cola Company и PepsiCo — занимают более 60% рынка. Пресс-службы обеих компаний отказались от комментариев.

Крупнейшими производителями снеков и чипсов в стране являются Frito-Lay Inc. (Cheetos, Lay’s) и Kraft Foods Inc. (Estrella). Среди отечественных компаний к лидерам рынка снеков относятся новосибирское ЗАО «Сибирский берег», «Бриджтаун фудс», ООО «Русскарт». И этот рынок падает уже два года: на 0,5% в 2014 г. и на 5% — в 2015‑м.

Введение акцизов на пальмовое масло (ориентировочно $200 за тонну) приведет к росту цен на кондитерские изделия примерно на 10–15%, считают в Центре исследований кондитерского рынка. Содержание этого продукта в маргарине составляет около половины. А в себестоимости хлебобулочной и кондитерской промышленности доля промышленных жиров и маргаринов достигает 40%. При этом, по данным Росстата, килограмм маргарина в 2015 году подорожал на 31,7%.

По расчетам Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции, при введении акциза на пальмовое масло стоимость маргаринов отечественного производства возрастет примерно на 20%, спредов — на 15%, сырных и творожных продуктов — на 6–7%, хлеба — на 1–1,5%.

Растительные жиры гораздо дешевле молочных, и в кризис производители используют их, чтобы сделать продукт более дешевым. «Пальмовое масло используется в производстве продуктов абсолютно официально, в соответствии со стандартами, — говорит представитель Национального союза производителей молока („Союзмолоко“) Мария Жебит. — Проблема в том, что около 10% продуктов фальсифицируется. Производитель сообщает на этикетке о наличии в товаре растительных жиров». По данным «Союзмолока», за девять месяцев прошлого года дефицит молочного жира составил 63 000 т (около 9% от потребностей производителей). Следовательно, он был заменен на растительный.

Об этом же говорит и статистика. В прошлом году Россия на четверть увеличила импорт пальмового масла — до 794 000 т. Для сравнения: в 2013 г. в Европе потребление пальмового масла составило 3,2 млн т, причем по 15% от этого объема пришлось на Великобританию и Италию, 13% — на Германию.

Рост цен приведет к дальнейшему сокращению потребления, предупреждают эксперты, а значит, и к уменьшению доходной части бюджета. Хотя если запрет будет только на пальмовое масло, его многие производители могут заменить, например, кокосовым.

Еще по теме