Top.Mail.Ru
архив

Геракл уже не тот…

"Ну сами посудите: зачем Касьянову АРКО? - огорошил меня вопросом высокопоставленный сотрудник Банка России. Правда, им же предложенный вариант ответа оказался не менее неожиданным. - Вот вы лично сомневаетесь в том, что после мартовских выборов Михал Михалычу премьерский пост предложат? То-то… А глава правительства, председательствующий в совете директоров АРКО, - это, простите, как? Тут одно из двух: либо агентство впишется в структуру Белого дома, либо фактическим председателем станет кто-то другой…" "А может быть, в случае перехода Касьянова "на другую работу" место председателя опять вернется к Геращенко?" - попытался я поддержать заданный темп разговора. "Это вряд ли, - ничуть не удивился моей версии собеседник, пояснивший с нескрываемой грустью: Геракл уже не тот. Не тот, что прежде…"

О создании специализированного института, занимающегося вопросами реструктуризации банковской системы, в Банке России заговорили вскоре после возвращения Виктора Геращенко на пост председателя ЦБ осенью 1998-го. Сейчас, по прошествии полутора лет, нелишним, видимо, будет напомнить, что до кризиса с банковским контролем вообще и с реструктуризацией некоторой части кредитных организаций в частности ЦБ справлялся в одиночку. В Банке России, включая его сеть территориальных управлений, было достаточно специалистов и в области организации банковского санирования, и в сфере пруденциального банковского надзора.

Однако идея появления формально независимого от ЦБ органа, занимающегося реструктуризацией кредитных организаций, вызвала неподдельный интерес среди других министерств и ведомств, к этому, казалось бы, чисто центробанковскому вопросу отношения на первый взгляд не имеющих.

Первым из тех, кто "поднял руку", оказался Российский фонд федерального имущества. Помнится, эксперты терялись в догадках по поводу того, кто же "стоит за спиной РФФИ", столь настойчиво уводящего АРКО под себя… Компромиссом стал вариант, при котором РФФИ получил 51% акций АРКО, а ЦБ - 49% плюс пост председателя совета директоров агентства. Пост этот занял сам Виктор Геращенко.

В принципе баланс интересов двух ведомств - ЦБ и РФФИ - не нарушается и по сей день (несмотря на то что в сентябре 1999-го Геращенко уступил кресло председателя Виктору Христенко, а тот, в свою очередь, Михаилу Касьянову). Одержав победу стратегическую, РФФИ результатом этим вполне удовлетворился. Тем более что коллектив, комплектовавшийся из представителей двух названных институтов, получился вполне монолитным. Кто сейчас, по прошествии года с начала работы АРКО, вспомнит, что, например, первый заместитель генерального Марина Чекурова пришла в агентство с поста зампреда РФФИ, а другой заместитель Турбанова (Валерий Мирошников) - кадровый цэбэшник, бывший замначальника департамента организации банковского санирования?

Однако далеко не все федеральные институты столь удачно утрясли свои интересы в вопросах реструктуризации банковской системы с интересами Банка России. Не все смирились с тем, что регулировать процесс банковской реструктуризации в стране должен либо сам ЦБ, либо его люди.

Наиболее яркий пример "продолжения борьбы" - Министерство по налогам и сборам, вместе с Минфином реализующее программу урегулирования проблемы задолженности коммерческих банков перед бюджетом. Напомним, что до последнего времени оно чаще всего пугало финансовую общественность тем, что энное количество банков взято МНС "на карандаш" и, если проштрафившиеся банки не исправятся, эти "черные списки" будут обнародованы.

Справедливости ради отметим, что угрозы эти, как правило, налоговиками в действие не приводились. Это давало экспертам повод говорить о том, что инструментов давления на ЦБ у налоговиков нет. Логика здесь такая: МНС является такой же контролирующей организацией, как и Банк России. И у него достаточно своих полномочий, чтобы разбираться с неплательщиками. Что же касается отзыва лицензии - это прерогатива ЦБ; лицензии он отзывает у тех, кто не выполняет его инструкции, а не инструкции налогового ведомства. В противном случае можно докатиться до того, что Центробанк станет вводить временные администрации (то есть использовать свой инструментарий) в банки, задолжавшие МНС. А налоговые органы станут следить за состоянием ликвидности кредитных организаций, разбираясь, скажем, с нарушителями инструкции номер один в суде или с помощью налоговой полиции. Абсурд, не правда ли?

До последнего времени ЦБ удавалось жестко стоять на данной позиции. Однако с недавних пор, судя по всему, в ведомстве Александра Починка научились подбирать ключи к Виктору Геращенко и его коллегам. Делается это в рамках межведомственной комиссии по проблемным банкам, объединяющей наряду с МНС и ЦБ представителей ФСБ, МВД, министерств юстиции, финансов, экономики плюс ФСНП и таможни. Напомним, что о первых конкретных жертвах заговорили в середине февраля. Тогда же отмечалось, что практика отзыва лицензии по ходатайству МНС получит развитие.

Не сильно отстало от налоговиков и Министерство экономики, успевшее зарекомендовать себя как одно из ведомств, наиболее заинтересованных в пока что ни шатко ни валко создающемся банке развития. Хотя в отличие от коллег по государственной службе ведомство Андрея Шаповальянца на роль банковского контролера, кажется, не претендует (официально во всяком случае). Позицию Минэкономики можно скорее считать потребительской. Одна из последних идей этого ведомства - создание инвестиционного пула, кредитующего инвестиционные проекты под гарантии государства.

Наряду с РФФИ, старающимся глубоко не влезать в банковские дебри, и пока довольствующимся достигнутым МНС, есть еще одна сила, которая не прочь взять на себя ряд полномочий ЦБ (причем одними надзорными функциями аппетиты ее явно не удовлетворяются). Речь идет о Государственной Думе, приступившей на прошлой неделе к рассмотрению пакета законопроектов, касающихся полномочий Банка России.

По сути речь идет об ужесточении контроля за ЦБ со стороны парламентариев. Утверждение нижней палатой сметы Банка России, 100-процентное перечисление в бюджет его прибыли, лишение ЦБ надзорных функций - лишь часть задумок парламентариев, которые на день сегодняшний ограничиваются утверждением персонального состава совета директоров ЦБ, аудиторов Банка России и заслушиванием его ежегодного отчета.

Как известно, общий язык с депутатами предыдущей Государственной Думы Виктор Геращенко находил без труда. Сейчас, по информации из Банка России, ситуация изменилась. Посему особого оптимизма от проходящего обсуждения на Неглинной не испытывают.

Что же касается версии о возможном возвращении Геращенко на пост председателя совета директоров АРКО (и - как следствие - укрепление роли ЦБ как главного надзорного банковского ведомства страны), ее в центробанковских кругах пока решительно отвергают. Ссылаются при этом как на объективные (у ныне существующего руководства АРКО и так нет серьезных проблем во взаимоотношениях с Банком России, а Александра Турбанова на Неглинной по сей день считают своим), так и субъективные причины: "Геращенко устал от всей этой суеты вокруг председательского кресла…"

Если прогнозы коллег Виктора Владимировича сбудутся, а нынешнего первого вице-премьера Касьянова действительно ждет повышение, совет директоров АРКО, скорее всего, возглавит очередной первый вице-премьер, курирующий финансовый сектор. Хотя нельзя исключить и такой вариант, при котором агентство (и без того унитарное государственное предприятие) пойдет дальше по пути "огосударствления".

Любопытная деталь: сразу после первого заседания совет директоров агентства, состоявшегося чуть более года назад, в правительстве заговорили о возможности "усиления" этого органа советником тогдашнего премьера Евгения Примакова Сергеем Шахраем. Были и другие советники, питавшие неподдельный интерес к реструктуризации отечественных кредитных организаций. Так что появление в руководстве АРКО новых лиц - как закономерных, так и абсолютно неожиданных - исключать ни в коем случае не стоит.

Как отмечают наблюдатели, расширение круга госучреждений, занимающихся вопросом реструктуризации кредитных организаций, дело, с одной стороны, хорошее: и "чистота" банков перед бюджетом, и участие в различных ведомственных инвестиционных пулах в конце концов подчинены общим государственным интересам. Однако факт размывания рядов профессиональных финансистов и возможное отдаление ЦБ от текущих дел АРКО вызывают у участников рынка опасения. Причем опасения вполне закономерные.

Еще по теме