Гибкий подход
В России больше не будет действовать режим соглашений о разделе продукции (СРП). На минувшей неделе глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский* смог убедить председателя правительства Михаила Касьянова* отказаться от дальнейшего применения СРП. В марте 2003 года депутаты Думы собираются рассмотреть ряд поправок к Налоговому кодексу, в соответствии с которыми планировалось расширить сферу применения режима СРП. Для того чтобы этого не случилось, ЮКОС при поддержке «Сибнефти» помог правительству выработать «правильную» позицию по данному вопросу. В результате исполнительная власть и бизнесмены договорились о том, что СРП как разновидность общего налогового режима будет существовать, но сфера его применения ограничится особо сложными нефтяными месторождениями.
Идея СРП очень проста – иностранный инвестор за свой счет приступает к разработке нефтяного месторождения. Он практически не платит налогов, а после того как окупит все свои затраты от реализации проекта, начинает делить нефть между собой и государством.
Еще несколько лет назад все отечественные нефтяные компании наперебой призывали правительство и депутатов Госдумы активно развивать режим СРП. Наиболее активно нефтяники занимались пропагандой СРП в 1998 году, когда цены на нефть упали до $13 за баррель, фактически оставив компании без прибыли. Тогда нефтяникам для дальнейшего развития и увеличения объемов добычи остро были необходимы инвестиции. Они располагали месторождениями, но не имели денег на их разработку. Решить эту задачу помогали СРП. В лоббировании режима СРП особенно преуспел ЮКОС, который в лице своих топ-менеджеров и депутатов от партии «Яблоко» старательно продвигал идею раздела продукции. По слухам, именно ЮКОС финансировал разработку закона «О соглашениях о разделе продукции».
Ситуация резко изменилась в 2000 году, когда стоимость барреля нефти перевалила за $30 и у нефтяников появились свободные деньги, которые надо было куда-то инвестировать. В середине 1990-х годов СРП обеспечивали приток средств в масштабные проекты по добыче ресурсов, говорит начальник аналитического отдела финансовой компании «Интерфин трейд» Халил Шехмаметьев. Как правило, они направлялись в уже разведанные месторождения, требовалось только ввести их в эксплуатацию. В настоящее время количество разведанных месторождений значительно уменьшилось, а инвесторы, работающие по СРП, не заинтересованы во вложениях в разведку.
Изменилось и финансовое положение основных отечественных компаний. В настоящее время ими накоплено достаточно ресурсов для самостоятельной разработки запасов минерального сырья. В то же время у отечественных компаний значительно сократились возможности для инвестирования собственных средств. И приход «реальных» зарубежных инвесторов, а не репатриированных из офшоров денег резко обострит конкуренцию, в чем они не заинтересованы. Предоставление значительных льгот по СРП просто подрывает эффективность отечественных компаний, говорит аналитик компании «Интерфин трейд».
Первым о необходимости отмены режима СРП заговорил все тот же Михаил Ходорковский. Выступая еще в начале 2001 года перед американскими инвесторами, он заявил, что иностранным компаниям, желающим получить доступ к энергетическим ресурсам России, следует приобретать российские предприятия, вместо того чтобы дожидаться выгодных условий заключения соглашений о разделе продукции. «Думаю, что возможности СРП практически исчерпаны. Российской нефтяной промышленности сегодня не нужны инвесторы, ей нужны рынки», – говорил Михаил Ходорковский. В ситуации, когда потенциал СРП себя практически исчерпал, западные компании, по мнению Ходорковского, могут прибегнуть к тактике непосредственного приобретения предприятий российского топливно-энергетического комплекса. На тот момент идею главы ЮКОСа разделяли лишь собственники «Сибнефти», которые, как и Михаил Ходорковский, были заинтересованы в росте капитализации своей компании. Другие нефтяные гиганты, и прежде всего ЛУКОЙЛ, ТНК и «Роснефть», продолжали выступать за развитие СРП, пытаясь за счет льготного налогового режима привлечь иностранцев. Ситуация изменилась лишь недавно, когда ЛУКОЙЛ начал заниматься наращиванием своей капитализации, а ТНК образовала с BP новую компанию – NewCo. В результате из сильных игроков, противостоявших ЮКОСу в этом вопросе, осталась только одна «Роснефть» (она как раз и реализует часть нефти, причитающуюся государству в проектах по СРП). Однако массированная PR-кампания и активное лоббирование позволили сломить сопротивление государственной компании.
Инициативу ЮКОСа и «Сибнефти» отказаться от режима СРП депутаты поддержали столь же рьяно, как в свое время выступили за развитие СРП. Экспертный совет по металлургии при Промышленном комитете Госдумы обвинил крупнейшие иностранные компании ExxonMobil и RoyalDutch/Shell в нежелании привлекать российские компании к сахалинским проектам. По закону «О соглашениях о разделе продукции» не менее 70% оборудования, материалов и услуг инвестор обязан закупить у российских подрядчиков. Однако согласно отчетам правительства, поступившим в Госдуму, ни по одному из действующих СРП эта квота до сих пор не была достигнута. Кроме того, российские нефтяники утверждают, что намерены инвестировать средства в отрасли, занимающиеся переработкой сырья и поставкой оборудования для добычи. Отказ от режима СРП сделает инвестиции нефтяников в эти отрасли более прибыльными.
В настоящее время на условиях СРП разрабатываются всего три проекта: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинское месторождение. Похоже, что за пределы этих месторождений режим СРП теперь так и не будет распространен.
* признан в России иностранным агентом.
** признан в России иноагентом