Личная капитализация
Компании, как известно, стремятся повысить свою капитализацию, подбирая для этой цели подходящих руководителей. Но справедливо и обратное утверждение: делая следующий шаг по карьерной лестнице, топ-менеджеры руководствуются не только размером предлагаемой им зарплаты, но и состоянием отрасли, к которой принадлежит компания-работодатель, а также перспективами ее развития. Профессионального управленца наряду с открывающейся возможностью решать более масштабные задачи бизнеса заботит и собственная «капитализация» на рынке труда. Поэтому его приход в компанию, принадлежащую к стагнирующей отрасли, даже на очень высокую и денежную позицию, может стать шагом назад с точки зрения карьеры.
С учетом сказанного, договариваясь о новой работе, необходимо учесть следующие факторы.
1. Отрасль. Если вы намереваетесь проработать на новом месте два-три года (или дольше), соберите информацию о перспективности отрасли в целом: мировая конъюнктура, цикличность, состояние отрасли в России и т.д. Важно получить информацию об основных игроках российского рынка и оценить место компании-работодателя в этом списке. Многие менеджеры уделяют этому большое внимание. В нашей практике был случай, относящийся к 1997 году, когда финансовый директор одной из крупных нефтяных компаний перешел на ту же позицию в торговую фирму. В тот момент дистрибуция переживала настоящий подъем, но надо сказать, что подобная ситуация длилась недолго. Исполнив поставленную работодателем задачу по выстраиванию финансовой отчетности, вышеупомянутый менеджер вернулся в нефтедобычу. При этом его доход вырос в 2,5 – 3 раза.
2. Компания. Прежде чем принять предложение от какой-то конкретной компании, не поленитесь собрать о ней побольше информации. Ознакомьтесь с публикациями в открытых источниках, посоветуйтесь со знакомыми хэдхантерами, партнерами по бизнесу. Одним словом, чем больше вы будете расспрашивать о компании, тем объективнее будет ваше представление о ней и тем меньше вы рискуете попасть впросак.
3. Оцените, действительно ли компании нужен менеджер. Известно ведь, что в российских условиях весь бизнес зачастую держится на собственнике, который одновременно является и топ-менеджером. И вполне может оказаться, что собственник, сам до конца того не осознавая, ищет не столько управленца, сколько компаньона, партнера по бизнесу. Если вы ведете переговоры не с владельцами бизнеса, но по роду своей деятельности будете с ними пересекаться, обязательно настаивайте на встрече с акционерами. Потом будет поздно. В нашей практике был случай, когда сильный менеджер с опытом работы в западном и российском бизнесе принял предложение стать президентом крупной розничной сети. Позиция и размер компенсации сильно превосходили другие предложения, но не был учтен важный момент: у сети было четыре акционера, имеющих различные представления о том, как следует вести бизнес. По прошествии полугода представленный менеджером бизнес-план оказался перечеркнут, а сам менеджер был вынужден уйти. Такой итог во многом объясняется тем, что у акционеров отсутствовало единое мнение относительно того, какой менеджер им нужен.
4. Должность и место в структуре управления. Проводя переговоры, настаивайте на четко сформулированных должностных обязанностях. Вам необходимо досконально разобраться, как устроена организационная структура, с кем конкретно вы будете взаимодействовать, какие подразделения, сотрудники будут вам подотчетны.
5. Обсудите задачи и ресурсы. Четко выясните, каких результатов от вас ждут и в какие сроки. Учтите, что разные компании выделяют на решение похожих задач различные ресурсы.
6. Карьера. Уже на этапе переговоров стоит оговорить возможности карьерного и профессионального роста в рамках компании. Один из наших кандидатов уехал работать в регион на должность директора по стратегическому развитию, а через год был назначен генеральным директором завода. И хотя определяющую роль сыграли профессионализм и потенциал менеджера, важно, что возможность повышения была предусмотрена на этапе предварительных договоренностей.
7. Деньги. Компенсационный пакет. Контракт. Часто менеджеры уделяют чрезмерно много времени достижению договоренности по этим позициям. Совет: если описанные выше этапы вы прошли правильно, то о выгодных для себя условиях уж наверняка сможете договориться.
Достижение четких договоренностей по основным позициям требует серьезных усилий. Но если вам удастся соединить свои интересы с интересами компании, то ваши «акции» вырастут и через несколько лет вам представится случай вести переговоры о гораздо более высокой должности.