Top.Mail.Ru
рынки

Гостевые дома выводят из сумрака 

С апреля 2024 года гостевые дома Краснодарского края, Крыма и Севастополя могут пройти регистрацию и получить официальный статус на рынке гостиничных услуг. Эксперимент по добровольному внесению гостевых домов в единый реестр продлится полтора года, а перечень пилотных регионов в процессе тестирования могут расширить. К чему приведет инициатива и какие новшества могут войти в закон о туризме — в материале «Компании». 

Гостевые дома оказались за пределами легального поля после принятия в 2019 году поправок в Жилищный кодекс, запретивших размещение гостиниц в жилых помещениях. При этом, согласно оценкам Ростуризма, по состоянию на 2021-й номерной фонд в российских гостевых домах насчитывал 150 тыс. мест. Ведомство тогда разработало законопроект о выведении частных гостиниц из серого поля и их стандартизации, но довести дело до конца не успело: осенью прошлого года Ростуризм был упразднен.

Все те же задачи — выведение из серой зоны, учет, контроль и достойный безопасный сервис — ставят перед собой авторы новой законодательной инициативы по легализации частных мини-гостиниц. Внесение в Госдуму соответствующего законопроекта ожидается в ноябре, но временные рамки проведения эксперимента уже известны — с 1 апреля 2024-гопо 31 декабря 2026 года.

Классификация и требования

Под гостевыми домами авторы законопроекта подразумевают здания, в которых имеется не более 15 номеров общей площадью не больше тысячи кв. м. Собственник такого варианта размещения должен быть официально зарегистрирован в этом же доме либо в отдельном строении, но расположенном по соседству, на том же земельном участке. Важен и статус земли: участок должен состоять на кадастровом учете и предназначаться для ИЖС.

Данные о гостевом доме под уникальным номером станут вноситься в единый реестр классифицированных средств размещения. При этом гостевые дома будут в категории «без звезд» (действующая система классификации с прошлого года обязательна для всех гостиниц, располагающих более чем 15 номерами).

Ответственность собственников гостевых домов, которые не захотят входить в реестр, пока не предусмотрена. Зато планируется, что без официальной регистрации будет запрещена реклама гостевого дома на агрегаторах и других онлайн-ресурсах (правда, сроки введения ограничительных мер пока неизвестны).

В одном только Краснодарском крае насчитывается около 10 тысяч гостевых домов, отмечают специалисты. У туристов, которые стремятся к экономному отдыху, это один из самых популярных способов размещения. «Отельеры уверяют, что по сравнению с отелями гостевые дома пользуются серьезными и не всегда правомерными конкурентными преимуществами: все коммунальные услуги оплачиваются по ставке жилых домов и частных потребителей», — говорит гендиректор сервиса бронирования отелей и квартир ТВИЛ.РУ Алексей Черепахин

Оказавшимся в рамках правового поля собственникам гостевых домов предстоит выполнять обязательства по уплате налогов, предоставлению отчетности и регистрации гостей. Но, по мнению Черепахина, дополнительного повышения цен со стороны гостевых домов можно не опасаться. Легализация даст собственникам новые возможности, например, они смогут отдавать свои объекты в управление, а также облегчит привлечение инвесторов.

В Минэкономразвития подчеркивают, что рынку гостиничных услуг в любом случае нужна честная конкуренция. Стимулами к легализации могут стать упрощенный механизм регистрации сервисов и государственная поддержка, доступная в настоящее время только официальным игрокам рынка гостиничных услуг. Но о каких-либо конкретных мерах на стадии обсуждения законопроекта говорить опять-таки преждевременно.

Курс на глэмпинги и кемпинги

Проблемы гостевых домов в частности и гостиничного бизнеса в целом становятся особо актуальными на фоне серьезного изменения турпотоков внутри страны. По данным аналитиков, за последние четыре года внутренний туризм вырос на 50%, а дальнейший ежегодный рост прогнозируется на уровне 6–8%. Долгосрочный тренд на фоне геополитической ситуации вызвал интерес к отрасли со стороны частных инвесторов.

Сейчас стартовало освоение регионов с развитой инфраструктурой, отмечает завкафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. Инвесторам в первую очередь интересны объекты с относительно низким порогом входа и уровнем затрат, а также быстрой окупаемостью.

«Одним из таких примеров является развитие глэмпингов, которых сейчас насчитывается более 400. Этот вид туризма требует значительно меньше затрат, нежели строительство крупных капитальных объектов, а количество бронирований в глэмпингах и кемпингах увеличилось за год в 2,5 раза», — рассказал «Компании» Дмитрий Завьялов.

По его мнению, основные проблемы внутреннего туризма остаются прежними. «Строительство отдельных туристических объектов и точек притяжения не может генерировать стабильный туристический поток, если регион не обеспечен удобными транспортными узлами, современными аэропортами, вокзалами и портами, а также имеет низкий уровень развитого общественного транспорта и сопутствующей туристической инфраструктуры», — напоминает эксперт.

еще по теме:
Палатка 5 звезд: интерес россиян к глэмпингам вырос пятикратно
Стоимость «гламурного кемпинга» в России увеличилась на 36%, но количество бронирований продолжает расти
Глэмпинг

Туротрасль: частное и государственное

Анализ отзывов туристов об отдыхе на российских курортах свидетельствует, что более 40% туристов недовольны качеством оказанных им услуг, сообщает профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталия Зайцева. В качестве основных причин она называет невысокую заинтересованность собственников бизнеса во вложениях в повышение качества услуг при наличии высокого спроса в сезон, а также недостаток квалифицированных кадров.

При этом рост инвестиций в развитие индустрии туризма и гостеприимства за последние два года достаточно высок: +36% в 2022 году и уже +22% по итогам первого полугодия 2023-го. «Конечно, большую роль в этом играют средства государственного бюджета, ведь в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" сейчас в 38 регионах нашей страны реализуются больше 100 достаточно крупных проектов», — отмечает Зайцева.

«Бизнес предпочитает стартовать и развиваться уже на готовых инфраструктуре и коммуникациях. Именно поэтому лидерами по туристскому потенциалу являются Центральный и Южный федеральные округа: высокая плотность объектов культуры, общепита и гостиниц, развитая транспортная система обеспечивают стабильный высокий уровень турпотока», — соглашается доцент департамента логистики Финансового университета при Правительстве РФ Дарья Швандар. При этом курорты Краснодарского края, к примеру, сталкиваются с проблемой водоотведения и канализации — это влияет на уровень соответствия санитарно-гигиеническим нормам всех туристических объектов.

«Частный бизнес эту проблему решить не сможет, т. к. отвечает только за свой участок деятельности. Создать инфраструктуру в регионах — задача государства, а развивать туризм — задача бизнеса», — говорит Дарья Швандар.

Региональные особенности развития внутреннего туризма в разных уголках России могут учесть в новом Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ», которому предстоит актуализировать регуляторные рамки, принятые еще в 1996 году. Ожидается, что на рассмотрение Госдумы его внесут следующей весной. Новый туристический закон будет концептуальным, а различные аспекты отрасли станут регулироваться детальными подзаконными актами.