Top.Mail.Ru
lifestyle

Палатка 5 звезд: интерес россиян к глэмпингам вырос пятикратно

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

В августе средняя стоимость отдыха в глэмпинге в стране достигла 6,2 тысяч, но рост цен не останавливает россиян, следует из исследования «Авито Недвижимости». Какие регионы можно отнести к потенциально привлекательным для запуска глэмпинга, и как сделать этот бизнес окупаемым, — в материале «Компании». 

В топе — Архыз, Анапа и Чемал

Интерес к краткосрочной аренде глэмпингов в России вырос: в августе жители страны интересовались этим видом отдыха в пять раз чаще, чем в прошлом году. При этом, как сообщил «Компании» руководитель направления краткосрочной аренды «Авито Недвижимости» Артем Кромочкин, число объявлений о краткосрочной аренде глэмпингов в августе также увеличилось, более чем в 4,5 раза год к году.

В среднем турист, отдыхающий в глэмпинге в 2023 году, тратит на отпуск 28,168 рублей (-5% к прошлому году), сообщил гендиректор российского туристического сервиса аренды жилья для отдыха ТВИЛ.РУ Алексей Черепахин. А вот стоимость суточного проживания в таких объектах выросла сразу на 36%, составив 6,170 рублей в сутки.

Понятие «глэмпинг» появилось в 2005 году в Великобритании и представляет собой соединение слов «гламурный» и «кемпинг» (glamorous camping).

Рост цен не остановил россиян: не желая отказываться от поездки, отпускники сокращали его продолжительность. Средняя длительность отдыха в глэмпинге в этом году оставила около 4 дней, что на 30% короче, чем в 2022-м, пояснили в ТВИЛ.РУ.

Самые дорогие глэмпинги находятся в Костромской области: средняя ставка здесь достигает 11 тысяч рублей в сутки, сообщили в «Авито Недвижимости». Наиболее бюджетные варианты обнаружились в Пермском крае, Псковской области и Крыму — в этих регионах средняя арендная ставка составляет 4,5 тысячи рублей.

Глэмпинг

Росту сегмента глэмпингов способствуют несколько факторов. «В немалой степени это последствия активности Ростуризма, который очень активно в течении нескольких лет продвигал внутренние поездки», — считает исполнительный директор «Независимого гостиничного альянса» Андрей Михайлец. В последние несколько лет по известным причинам спрос и предложение на туристическом рынке поменялись. А значит, выросла и потребность в новых локациях, причем уровня не ниже, чем привыкли получать за рубежом, замечает он.

Глэмпинги не подразумевают капитального строительства: по закону их допускается возводить на особо охраняемых природных территориях и в зонах охраны объектов культурного наследия. Такие правила делают эти объекты в ряде случаев «практически безальтернативным средством размещения», отмечает председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин.

Премиальная категория

Перечень самых популярных направлений для отпуска в палатке изменился. «Геополитические и логистические причины привели к тому, что Краснодарский край и Крым больше не занимают весь топ популярных курортов. Сегодня они взяли лишь три позиции "‎горячей десятки"‎ глэмпингов, тогда как ранее было 9», — рассказал Черепахин.

Самым востребованным направлением первой половины 2023 года для отдыха в глэмпингах стал Архыз: предпочтение этому курорту отдали более 8% отдыхающих туристов. На втором месте — Анапа (5%) на третьем — Чемал на Алтае (4%). Среди других городов и курортов, вошедших в первую десятку, эксперт назвал Коробицыно (Ленобласть), Хужир (Иркутская область), карельский Лахденпохья, алтайское село Ая, Евпаторию, Сочи и Майкоп.

Целевую аудиторию таких объектов собеседники «Компании» видят по-разному. Глэмпинги — это скорее премиальная категория размещения, утверждает Доронин. Обеспеченные люди хотят увидеть «по-настоящему удаленные от цивилизации места», но при этом не отказываться от привычного образа жизни, солидарен с коллегой Михайлец. По его словам, сегмент глэмпингов сейчас растет, и, возможно, находится на своем пике.

Отдельная категория потребителей — публичные люди и звезды шоу-бизнеса. Они ценят конфиденциальность, которую подобные места вполне обеспечивают, отмечают в Wanta Group.

При этом в последнее время в России появляется много глэмпингов с приемлемым ценником. Позволить себе такой отдых все чаще могут люди среднего достатка, преимущественно жители столиц и больших городов, добавляют здесь.

По словам ведущего аналитика консалтингового бюро ATLAS Александры Тархановой, глэмпинги ориентированы в большей степени на молодых туристов в возрасте от 18 до 35 лет. «Такую аудиторию привлекают нестандартные и аутентичные впечатления, поэтому создатели объектов делают ставку на живописные локации, запоминающуюся концепцию и событийную программу», — рассуждает она. В концептуальных глэмпингах цены за ночь уже сопоставимы с традиционными отелями, замечает собеседница «Компании».

В пример она приводит глэмпинг Astro Glamp, популярный в Тульской области: тематический палаточный лагерь с телескопами, лекциями и кинопоказами о космосе. Судя по официальному сайту, ночь здесь обойдется в 3,9 тысячи за двоих человек, что вполне доступно многим.

еще по теме:
Инвесторы сделали палаточный отдых гламурным
В набирающий популярность глэмпинг стали вкладываться блогеры. Их привлекают небольшие инвестиции, в то время как профессиональных отельеров отпугивает правовая неопределенность модного вида отдыха
Глэмпинг

Как сделать окупаемым

Организаторов глэмпингов привлекает возможность быстрых инвестиций, но за один сезон такой объект вряд ли окупится, предупреждает Михайлец.

«Недостаточно просто поставить палатки на участке и ждать, что их быстро забронируют. Место обязательно должно быть видовым, нужно грамотно применить инструменты маркетинга и позиционирования, проработать инженерные вопросы. Только тогда поток клиентов будет постоянным», — заметил он.

Согласно исследованию бюро Atlas, к перспективным регионам для запуска глэмпингов сегодня можно отнести Нижнее Поволжье, Северный Кавказ и Сибирь. Именно эти регионы вошли в число потенциально привлекательных направлений для развития сельского и этнотуризма. «В локациях с большим числом природных достопримечательностей, "живых" поселений и фермерских хозяйств, но пока небольшим потоком туристов, концептуальные глэмпинги могут стать дополнительным фактором привлечения гостей в регион», — замечает Тарханова.

В Сибири наибольшую ставку эксперты делают на Полярный Урал, Чукотку, Таймыр, Камчатку, Хакасию и Сахалин. Также среди удачных направлений Доронин называет Арктическую зону и Дальний Восток. «Возможностей для размещения там пока меньше, чем потенциального турпотока, и руководствуясь этим фактом, предприниматели в последние годы активно строят там глэмпинги, используя статус арктического резидента, программы «дальневосточный» и «арктический гектар», — делится он.

«Примеры таких объектов — "Умка" на Чукотке, "Китовый берег" на Кольском полуострове, "Нералах" на плато Путорана в Красноярском крае», — перечисляет председатель правления Проектного офиса развития Арктики.

еще по теме:
Драккары и викинги: за счет чего Заполярье привлекает туристов
Российские путешественники открывают для себя Арктику. И их особое внимание приковано к Мончегорску, городу металлургов и большого фолк-фестиваля
Викинги

Нужна ли классификация

Также эксперты высказались о планах ввести для глэмпингов сначала добровольную, а затем и обязательную классификацию. По мнению маркетолога IBC Corporate Travel Юлии Малецкой, это помогло бы в первую очередь в просветительском вопросе.

«Глэмпинги остаются довольно сложным туристическим продуктом с точки зрения продаж, потому что в общей массе туристы мало информированы о преимуществах этого направления отдыха. И турагентам приходится бороться с различными заблуждениями», — подчеркнула Малецкая. По ее словам, первое заблуждение звучит как «это должно быть дешево», а второе — «договор не нужен».

Но глэмпинг отличается от отдыха «дикарями» прежде всего высоким уровнем комфорта. Последний достигается, например, с помощью мебели в палатках или домиках, кухонных принадлежностей, постельного белья, ортопедических матрасов и других элементов, присущих полноценным номерам отелей, перечисляет спикер. И все это, разумеется, требует вложений.

Второе, чем отличается такой отдых — наличие договора. Права и обязанности каждой стороны — владельца глэмпинга и отдыхающих туристов — важно закреплять в официальной документации. «Хозяин вкладывает не только душу в свой объект размещения, но и денежные средства. А путешественники несут материальную ответственность и, как и при отдыхе в гостинице, обязуются сдать арендуемый объект в полной сохранности», — резюмирует Малецкая.