Государство попросилось на выход
Желание высшего руководства страны расстаться с принадлежащими государству пакетами акций коммерческих банков становится почти маниакальным. Целый год кабинет министров изучал вопрос об эффективности нахождения в казенных руках этих самых акций (напомним, что последние полгода этим занималась специально созданная межведомственная комиссия). По истечении срока вразумительных выводов никто официально не озвучивал; и вот в начале апреля (весьма торопливо, надо заметить) поговоривший со своим непосредственным начальством премьер объявил, что всё – участие государственных предприятий в капиталах названных банков прекращается. Срок на исполнение – три месяца. Список «уходящих» прилагается.
Напомним, что к последним отнесены Минатом России, до последнего момента стремившийся остаться акционером Конверсбанка (у министерства там около 75% акций) и Комнейвабанка (35%). Компанию атомщикам составили МПС (75% акций «ТрансКредита» плюс не столь крупные пакеты в «Балтийском» и «Дзержинском»), Минтранс, владеющий акциями Морского акционерного банка, Минэнерго (вместе с Минтрансом и Госкомрыболовством энергетикам принадлежат 43% в Мурманском социальном коммерческом банке, а также 40% в «Братскгэсстрое», 30% в «Нефтепромбанке», 35% акций Нерюнгрибанка; не забыты и Газпромбанк со Всероссийским банком развития регионов). В выводах и заключениях комиссии фигурируют также Пенсионный фонд РФ и уже упоминавшееся выше Госкомрыболовство.
Доводы отлучаемых от банков ведомств не показались правительству убедительными. Что с того, что Конверсбанк сросся с атомной отраслью, образовав «неформальную» промышленно-финансовую группу, а «Морской» лучше всех посвящен в специфику капстроительства объектов морского флота (плюс кредитует это самое строительство на приемлемых – по оценкам Минтранса – условиях»)? Говорите, могут пострадать государственные интересы? Но ведь и новому акционеру названных кредитных учреждений интересы государственные не чужды. Даже напротив…
Если кто еще не знает, по предложению премьера новым собственником «отдаваемых» банков становится Минимущество России. Любопытная деталь: ведомству Фарида Газизуллина предлагается «осуществлять права акционера (участника) этих кредитных организаций от имени Российской Федерации». Другими словами, государство как было, так и останется акционером. Меняется лишь исполнитель – «ответственное юрлицо». Но не собственник.
Последнее обстоятельство, с одной стороны, закрыло интересовавший многих вопрос о потенциальном преемнике государства: отдельные эксперты стали уже оценивать шансы крупных промышленных группировок, столичных банков и даже иностранных инвесторов на приобретение высвобождающихся госпакетов. В то же время заговорили о том, что выгодно продать эти самые пакеты не получилось бы при всем желании. Интерес реальных покупателей к такому товару, как российские банки (пускай и государственные или «тем более» государственные), невелик. Вспомнить хотя бы уровень спроса на вполне «здоровые» банки, выставляемые на продаже АРКО.
Но это детали. В целом же чувствуется не только решительность, но и основательность в подходе правительства к делу оптимизации государственного участия в капиталах кредитных организаций, инвестиционных, фондовых и финансовых компаний. Госучастие поделено на две формы: «непосредственное» – когда участвуют Минимущество, РФФИ, Банк России или АРКО – и «косвенное», то есть через использование государственными структурами федеральной собственности для оплаты взносов в капитал банков и прочих финансовых институтов. На банки с непосредственным участием последние инициативы кабинета не распространяются, займутся второй группой. Кстати, по оценкам правительства, всего таковых около 400. При этом лишь в 38 банках доля государства составляет четверть или более, то есть государство способно что-то решать.
Что ж, государственные финансы очень хотят быть эффективными. О том, насколько решаема эта задача, мы поговорим в одном из ближайших номеров «Ко».