Top.Mail.Ru
архив

Гражданская безответственность

На минувшей неделе ГАИ приготовила страховым компаниям неприятный сюрприз. Автоинспекторы отказываются выдавать попавшим в ДТП справки по форме № 2, необходимые для оформления страхового случая, мотивируя это тем, что упоминание о справке отсутствует в новом Административном кодексе, который вступил в силу 1 июля 2002 года.

«Мы направили запросы в ГАИ о причинах отказа выдавать справки по форме № 2, так как не понимаем, чем обосновано подобное решение с точки зрения законодательства», – говорит Дмитрий Попов, директор Центра автострахования РОСНО.

В пресловутой справке раньше указывалось лицо, виновное, по мнению представителя ГАИ, в совершении ДТП. А страховые компании при рассмотрении ДТП ориентировались на эту справку, определяя необходимость выплаты возмещения. Теперь же инспекторы ГАИ отказываются выдавать свое заключение и предлагают потерпевшим обращаться в суд, который и выяснит степень виновности каждой из сторон. Такой подход к делу осложняет работу страховых компаний. В том случае, когда застраховано каско (страхование корпуса автомобиля от повреждений), страховая компания может совершить выплату своему клиенту и без справки о виновности. Но, чтобы возместить свои затраты (если их клиент не виноват в ДТП), страховщикам придется в суде доказывать виновность других участников аварии. Если же застрахована гражданская ответственность автовладельца, то у страховой компании появится возможность отказывать в возмещении ущерба, пока не будет судебного решения о виновности ее клиента. Специалисты отделов автострахования тех компаний, в которые обратился корреспондент «Ко», были шокированы неожиданным сюрпризом. «Мы сидим и ждем от юридического отдела указаний, как нам быть», – сообщили в отделе автострахования одной из крупнейших компаний.

Между тем многие страховщики пытаются облегчить процедуру оформления страховых случаев для своих клиентов. «По каско мы пока не требуем заключения о виновности, – говорит Илья Оленин, начальник отдела автострахования компании «АльфаСтрахование». – По «автогражданке» – другое дело. Либо человек должен идти в ГАИ и договариваться, чтобы ему указали виновного, либо нужно обращаться в суд. Тогда все затягивается, и страдает потерпевшая сторона. Вообще в преддверии введения закона об обязательной автогражданской ответственности это очень некрасиво».

«Мы сейчас упростили процедуру, – говорит Игорь Иванов, вице-президент компании «РЕСО-Гарантия». – Если в ДТП нет второй стороны (например, водитель не вписался в гараж), то мы довольствуемся той справкой, которую дает ГАИ. Если есть вторая сторона, то мы требуем представить протокол об административном правонарушении – этого вполне достаточно. Мы не хотим идти в суд. Некоторые гаишники отказываются оформлять протокол, но это неправильно».

За те несколько дней, что действует новый Административный кодекс, страховые компании уже столкнулись с ситуацией, когда инспекторы не хотели выдавать справку о виновности. «Да, случаи, когда потребовалось разъяснение ГАИ, уже были», – признает Дмитрий Попов.

Впрочем, по сведениям из страховых компаний, гаишники пока не особенно зверствуют. «За прошедшие четыре июльских дня (номер сдавался в печать 4 июля. – Прим. «Ко») мы оформили 450 случаев, из которых два были действительно сложными», – говорит Игорь Иванов.

Гораздо более серьезные проблемы ожидают страховщиков и их клиентов через год, когда вступит в силу закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности». Тогда придется разбирать великое множество подобных происшествий (ежегодно в стране происходит более 160 000 зарегистрированных автоаварий) и каждое рассматривать в суде. Впрочем, когда эмоции, вызванные новыми правилами, улягутся, страховщики, очевидно, задумаются над тем, что они уже израсходовали много ресурсов на подготовку общественного мнения к введению закона. И в итоге скорее предпочтут пойти на дополнительные издержки, чем на раздувание конфликтов вокруг невыплат по договорам страхования гражданской ответственности из-за причуд ГАИ.

Еще по теме