Top.Mail.Ru
архив

ГТК: Только для «белых»!

Начало года ознаменовалось в России повальным закрытием таможенных «ворот» для товаров, перевозимых автотранспортом. На конец февраля из множества терминалов, обслуживающих Москву, работало не более шести, да и те были забиты до предела. Бытовая электроника, компьютеры и комплектующие к ним практически перестали поступать на российский рынок. Первыми с последствиями таможенной новации столкнулись дистрибуторы, имеющие прямые выходы на терминалы и пользующиеся услугами специализированных фирм. За ними о проблеме заговорили компании, самостоятельно импортными операциями не занимающиеся.

Моровое поветрие Новые правила оформления грузов вызвали на рынке форменную панику: купить товар оптом стало просто невозможно. Оптовики отмахивались под любыми предлогами или называли непомерно высокие цены. На витринах красовались последние экземпляры. Иной раз «свежий» товар поступал из-за кордона чуть не по-челночному – в вагонах и по воздуху (авиа- и железнодорожных перевозок новации пока не коснулись). Корпуса ПК и миксеры, фены и СВЧ-печи – все это стало петлять по причудливым кривым, предполагавшим розничного продавца иногда где-то в середине схемы, а конечного потребителя порою и вовсе не учитывающим. Цены росли, сроки резервирования техники дистрибуторами ограничивались днями, а то и часами, сроки же поставок вовсе расплывались. Увеличилось количество «безродного» товара, продаваемого за черный нал, когда товар нигде не регистрируется и вроде бы не существует. Наибольшее подорожание розницы – до 30% – произошло в нижнем ценовом сегменте и ударило по самым популярным моделям бытовой техники и компьютеров. Оптовые цены зачастую стали превышать розничные декабрьские. К февралю «моровое поветрие» дошло до регионов, куда уже бросилась часть московских оптовиков – догонять «не ко времени проданное»...

Что за комиссия, Создатель... Импортеры, входящие в РАСТЭК (Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники – бывший РАЭБ), прежде ввозили товар по определенным ставкам и с некоторыми гарантиями на беспрепятственное прохождение грузов. Это в известных пределах обеспечивалось периодическими рандеву таможенников и членов РАСТЭК. Но в ассоциацию входили не все импортеры-«электронщики». Многие обходились без «высочайших» гарантий, и лишь часть таких «отказников» (имевших хорошие взаимоотношения на терминалах) в порядке исключения платили стандартные для «растэковцев» $14 тыс. с фуры – остальные обходились официальной 5-процентной пошлиной, что позволяло обходиться в отдельных случаях суммой чуть не в 10 раз меньше «растэковской» ставки. Приказ № 67 от 22 января не вводил новых фиксированных ставок сборов напрямую, а лишь предлагал минимальные пороги из расчета на килограмм груза, в результате чего стоимость провоза одной фуры стала колебаться в пределах от $16 тыс. до $24 тыс. Фактически это означало для импортеров значительное повышение таможенных расходов. Но это было еще полбеды. Немногие из действующих терминалов, пройдя «экзамен» комиссий ГТК (как частные предприятия они обязаны допускать на свою территорию инспекторов для осуществления всех формальностей растаможки), позже удостоились чести посещения некими персонами, поставившими окончательную «ценовую» точку: $28 тыс. с каждой фуры (причем деньги эти пойдут именно в казну). Робкие и не очень ссылки терминальщиков на фиксированные приказом ставки приводили лишь к намекам «посетителей» на скорый отзыв лицензии «за выявленные нарушения». То есть на деле в сравнении с прежней «растэковской» ставка увеличилась аж в два раза.

Благие намерения В начале каждого года таможня предпринимает попытки цивилизовать импортеров. Благие намерения нынешнего года мотивировались тремя основными задачами: заставить платить всех, за все и строго по товарным группам – через специализированные терминалы. Вводимая жесткая система оформления призвана уменьшить возможности злоупотреблений (хотя она значительно усложняет и замедляет процедуру таможенной очистки товара): теперь каждой позиции в сопроводительных документах определена отдельная строка (доказательство страны происхождения, сертификаты и т. п.). Плюс к тому: отныне значительная часть поставок (35 – 40%) контролируется региональными управлениями ГТК, деятельность которых, в свою очередь, тщательно отслеживается ведомственными спецслужбами, что должно заметно сокращать возможности нарушений. Кроме того, инспектор, контролирующий терминал, несет отныне совокупную с декларантом ответственность за предоставленную в документах информацию. Естественная при этом потеря времени, похоже, никого не интересует: те же «белые» импортеры готовы к любым издержкам легальных схем, лишь бы товар «пошел». Докризисная договоренность бывшего РАЭБ и ГТК также следовала принципу «платить должны все и за все» и определяла конкретные ставки для всех ведущих российских ИТ-дистрибуторов. Но стоявшие вне ассоциации участники рынка, практиковавшие черные схемы ввоза, равно как и «пятипроцентники», ввозившие «по-белому», к концу декабря довели плативших по полной программе «праведников» до плачевного конкурентного положения. Разница между «серым» и «белым» товарами по некоторым позициям доходила до $20 тыс. за фуру – за такие деньги рисковать были готовы многие (не исключено, что соблазн этот будет велик даже и при нынешних драконовских порядках). Январские приказы по ГТК, таким образом, были призваны восстановить справедливость. Теперь она, как говорится, торжествует, но кинули при этом не только виноватых: по мнению импортеров, времена сверхприбылей давно прошли, нынешняя норма прибыли, к примеру, в бытовой технике составляет не более 15%, так что «дожимать» импортеров дальше некуда. В середине апреля РАСТЭК намерена добиваться компромиссного решения от таможенного руководства, которое, со своей стороны, выразило готовность рассмотреть их предложения. При этом в ГТК не исключают временного характера январских ставок: после 20 сентября тарифы обещают пересмотреть, скорректировав с учетом поступлений в госбюджет за первое полугодие.

Крамола Мнения операторов рынка о том, что стоит за официальными декларациями, разнятся порой кардинально – от вполне лояльных до откровенно «крамольных». Вторые по понятным причинам высказываются анонимно. Вот одно из них: «Это нужно правительству для срочного пополнения бюджета. Цены на нефть падают, а значит, будут снижаться доходы от экспортеров. Белый дом с осени давит на ГТК, требуя дальнейшего повышения собираемости пошлин в абсолютном выражении. На резонные возражения ГТК сверху следовали призывы все более категоричные, и тогда с досады ГТК разродился злополучными приказами, дабы «затором» на терминалах продемонстрировать нереальность подобных требований». По мнению пожелавшего не называться представителя известной столичной аналитической компании, это «элементарное переключение денежных потоков внутри таможенных структур, регулярный передел внутритаможенного пирога, не более. Шоковое состояние пройдет, как только до всех импортеров будет доведен новый «путеводитель» – кому и как теперь отстегивать. Пугаются ведь того, что непонятно. А так все вернется на круги своя, оставив «в сухом осадке» еще более усложненную и подорожавшую практику отношений импортеров с таможней». Заметим, что в обоих случаях выбор «первой цели» видится оппонентам не случайным – рынок бытовой электроники и ИТ-продукции более других зависит от импорта, альтернатив у его участников крайне мало, а стало быть, есть полная уверенность ведомства в программируемой реакции. Несколько иначе генезис проблемы представляет себе сотрудник довольно крупной московской розничной сети: «Заградительный» характер новых таможенных пошлин наводит на мысль о возможной лоббистской подоплеке дела в условиях продолжающей падать прибыльности данного бизнеса. Лоббирование возможно со стороны наиболее завязанных на истеблишмент, но, может быть, именно потому неповоротливых и малоэффективных бизнесов, боящихся открытой конкуренции, но имеющих особые выходы на таможню». Странное дело: вся вышеприведенная «крамола» удивительным образом не противоречит как планируемому апрельскому саммиту, так и обещаниям сентябрьского пересмотра дела.

Кто как привык, так тому и надо Оптимистически настроенной части импортеров все видится иначе. Лейтмотив «белых» один: давно пора. В этой партии считают, что за всей суетой стоит пусть по-нашенски, «топором сработанное», но по сути верное стремление сделать рынок по-настоящему прозрачным, с равными для всех правилами. Больше всех, уверяют они, паникуют новички, не имеющие кризисного опыта; рынок перетерпит и очистится, спекулятивные «темно-серые» бизнесы уйдут, появятся полноценная метрология ИТ-рынка и его репрезентативная статистическая база – основа для цивилизованных ревизий. В общем, «кто как привык, так тому и надо». Правда, почти все позитивисты при этом не перестают суеверно оговариваться: лишь бы только государство лишило конкурентных преимуществ всех без исключения импортеров, иначе история эта встанет в ряду уже многих виденных. Пожалуй, наиболее характерный в смысле позитивизма комментарий предоставила «М.Видео» – одна из крупнейших ритейловских компаний рынка бытовой техники: «Удар пришелся в первую очередь по нашему сегменту рынка, наверное, потому, что он обладает значительным потенциалом объема сбора пошлин, а кроме того, этот сектор бизнеса уже сложился и в нем начался процесс укрупнения, – объясняет Мария Белан, пресс-секретарь компании. – На рынке электроники определилось немало тех, кто готов воспринимать изменения, направленные на его упорядочение. Ведь в одиночку вести борьбу против «серой» челночной стихии практически невозможно. С переходом на «белые» схемы риски коммерческого сектора уменьшатся. Но здесь очень важны гарантии того, что все участники рынка будут работать по единым тарифам, получат равные условия. Очень важно и достоверное декларирование груза – ведь все нелегальные схемы ориентированы на намеренное занижение суммы пошлины посредством неправильно указанного кода товара. Так и телевизоры можно провести под видом зеленого горошка, и подобный абсурд делает рынок неуправляемым. С введением новых таможенных пошлин разница между легальным ввозом и «хитрыми» схемами минимизируется. В итоге мелкие игроки уйдут с рынка за нерентабельностью. Крупные же фирмы останутся – они заинтересованы в легализации. РАСТЭК, сотрудничая с ГТК, солидаризируется с желанием властей сделать импорт более прозрачным. Как члены ассоциации мы надеемся, что 15 апреля к нашему мнению прислушаются и наконец будет выработана система, устраивающая всех. Другие подходы ведут в тупик». Апрельская стыковка интересов действительно разъяснит многое: имеют ли шансы те, кто готов играть по правилам, или же положение «исправят» так, что играть по правилам большинству станет почти невозможно. А известного рода меньшинство будет по-прежнему счастливо и без оных. И вообще – где та грань, за которой таможенные ставки перестают наконец быть прямо пропорциональными «обиде за державу»?

Еще по теме