И плывет бегемот
Такое наивное, такое детское интриганство, выраженное в одном старом мультике с настойчивостью двустопного хорея – «что-то, что-то, что-то, что-то, что-то есть у бегемота!» – умиляет только в одном случае: если интригану не больше пяти с половиной лет. Если больше – то он должен быть как минимум Адриано Челентано, играющим заглавную роль в фильме «Блеф». Во всех остальных случаях мы, люди взрослые и как минимум должностные, и так хорошо знаем, что есть у бегемота: тяжелый, набитый говядиной и морепродуктами живот, умение вызвать в бассейне оглушительный плюх и большая молчаливая пасть, потому что молчание гарантирует многозначительность, так хорошо идущую к добротному костюму, английским ботинкам и солидному брюшку. Это в мультиках бегемот – большой недотепа, детсадовский увалень, обогнавший сверстников в росте и весе, а оттого становящийся удобной мишенью для злых насмешек. В моем детстве таких называли «жиртрест», как сейчас – не знаю.
Во взрослой жизни у бегемота недостатки оборачиваются достоинствами – как в рекламной кампании 2000 года автомобиля Toyota Hilux 4x4, через два года скопированной для Land Rover 4x4. Может, вы помните – крепкая, уверенная машина рассекает бампером экзотическую речку, а впереди нее плывет, буравя объектив немигающим взглядом, бегемот (у «тойоты») или два бегемота (у «лэндровера»).
Ложная интрига – это главный принцип так называемой «хорошей» рекламной кампании, как ориентированной на замученную домохозяйку, так и на успешного, а потому тоже замученного, банкира. Порошок Tide-двойная сила, врывающийся с Веркой Сердючкой в дома наших сограждан, знает, что там найдет – пятно на белой рубашке, которое неизбежно будет изничтожено. Рекламные имиджи часов, машин, костюмов категории «лакшери», в отличие от Сердючки, не суетливы, не набиваются в гости, а напротив, зазывают к себе, в мир защищенного успеха, но принцип работает все тот же. Соседство бегемота с джипом, коньяка Hennessy X.O с охотничьей собакой и кем-то вроде тетерева, полурасстегнутой девушки с юношей в костюме от Patrick Hellmann вроде интригует, хотя на самом деле лишь обещает предсказуемый, как банковские проценты, результат. Джип переплывет речку, собака принесет птицу хозяину, и тот, трехдневно небритый, перед первым глотком сладко нюхнет бокал, а девушка стянет трусики.
Кому скучно жить в этом предсказуемом, изобретенном еще умными греками, мирке, обычно ищут, мотаясь по свету, свое адреналиновое Эльдорадо: прыгают с вертолета на горные вершины, устраивают гонки на льду, кладут головы в пасть тигра или даже бродят пешком по окраинным и плохо освещенным дорогам. Но что-то я не вижу в этом больших неожиданностей, определенность лишь раздваивается на «пан или пропал» – сюрприз не более, чем под женскими трусами тайской проститутки обнаружить уверенное мужское достоинство. Это совершенно прозападническое стремление искать удовольствие ли, погибель ли исключительно вовне, где-нибудь в трусах на Килиманджаро или в грязных джинсах на мощном джипе, мне кажется страшно унизительным. Новые английские ботинки, конечно же, помогают справиться с хандрой, но утреннее солнце, образующее светлую лужицу на паркете, к этому приспособлено гораздо лучше, чем оксфорды или броги. А по части самоуважения соблюдение поста легко бьет самый навороченный брегет. У бегемота, интриговавшего дошкольников и младшеклассников тем, что у него что-то есть за пазухой, там был, кто не помнит, кусочек солнца. Книжки-мультики для детей всегда назидательны, всегда наивны, и это потому, что в следующих возрастах нас ждет куда больше самообмана.
Еще по теме





