Top.Mail.Ru
архив

Идея, которая все решит

Компании "Вымпелком" и "Мобильные Телесистемы", крупнейшие российские операторы сотовой связи, на прошлой неделе объявили об итогах 1999 года и о планах на 2000 год. Собственную работу компании считают успешной, а итоги деятельности конкурентов, которые официально не комментируются, оцениваются неплохо, но с серьезными оговорками. Обе компании, судя по всему, хорошо информированные о том, что происходит у коллег, планируют на 2000 год как минимум не меньшие успехи. В корпоративных планах - закрепление собственного лидерства на рынке. Между тем к концу 1999 года ситуация сложилась так, что называть какую-либо компанию лидером по формальным критериям стало проблематично.

По данным МТС, на начало 2000 года компания имела 391 тыс. абонентов, причем уже в январе компания перешла рубеж в 400 тыс. Годовой прирост абонентской базы составил 170%. По данным "Вымпелкома", компания на начало года имела 352 тыс. активных абонентов. В слове "активных" заключается основной смысл: по словам директора "Вымпелкома" по операциям в Московском регионе Николая Прянишникова, "статистика наших конкурентов учитывает общее количество проданных контрактов, тогда как мы по правилам биржи учитываем только активных абонентов. Если считать всех, то мы уже перевалили за в 400 тыс.". По словам президента МТС Михаила Смирнова, методика подсчета абонентов МТС "принята во всем мире", а активных абонентов в компании около 80% от цифры в 400 тыс. С учетом этой поправки получается, что абонентская база обеих компаний оставляет примерно по 350 тыс. человек

Так или иначе, по единственному сопоставляемому параметру - числу оплачиваемых телефонов - МТС и "Вымпелком" близки друг к другу в пределах статистической погрешности взаимных оценок. Обе компании контролируют примерно по 45% рынка. Напомним, что в начале 1999 года компании также были близки друг к другу по этому показателю - под контролем каждой из них находилось примерно по 40% рынка. Очень похожи и объемы доходов на одного абонента - в "Вымпелкоме" заявляют о $99 в месяц с номера, в МТС - о $70 - $100. Тем временем сам рынок вырос по количеству абонентов почти в 2,5 раза - на 138%, по оценке "Вымпелкома", и это, похоже, главный итог деятельности сектора сотовой связи в прошлом году.

Достаточно похожи и планы обеих компаний на 2000 год. Обе ставят на продолжение роста абонентской базы, на внедрение дополнительных услуг - систем высокоскоростной передачи данных GPRS, реализацию мобильного Интернета на основе технологий WAP. Компании обещают снижать тарифы, расширять схемы продаж, расширяться в регионах и заключать роуминговые соглашения с операторами самых экзотических стран (неэкзотические практически все уже охвачены). Обе компании инвестируют в развитие московского бизнеса около $100 млн каждая. На нынешний момент можно констатировать: обе компании одинаково позиционируют свои услуги на рынке, ведут сходную политику по увеличению числа абонентов, обладают сравнимыми финансовыми возможностями и одинаково агрессивны.

И чем ближе основные показатели "Вымпелкома" и МТС, тем острее конкуренция между ними. Очевидно, что переломить ситуацию, как это за последние два года случалось дважды - в декабре 1998 года и октябре 1999 года, - сможет компания, первой предложившая рынку что-то принципиально новое. Уже сейчас можно прогнозировать, что ни паритетное снижение цен, ни введение "европейской" посекундной тарификации, ни необычная реклама не дадут такого эффекта, как снижение цен компанией МТС в 1998 году или "коробочный" Philips Aeon от "Вымпелкома" в 1999-м.

Победит новая крупная идея. Тот, кто ее найдет и реализует, очевидно, и будет претендовать на звание лидера. Того самого, который, цитируя рекламу "Вымпелкома", "первым предлагает новые услуги, выдвигает новые идеи". В завершение процитируем сайт МТС: "Зачем спорить, у кого больше?"

Еще по теме