Top.Mail.Ru
архив

Игра по-крупному

На мировом рынке игровых приставок начинается битва не на жизнь, а на смерть. В бой вступили три гиганта – японские Sony и Nintendo, а также американская Microsoft. Они конкурировали между собой и прежде, но сейчас столкновение носит «лобовой характер». Соперничают

самые последние модели приставок – SonyPlayStation 2, Microsoft XBOX, Nintendo Gamecube.

 

Поединок начался в преддверии мировой премьеры приставки Nintendo Gamecube (она состоялась 3 мая 2002 года). За несколько дней до начала продаж Gamecube конкуренты, распознав в приставке серьезного соперника, резко снизили цены. Nintendo ответила тем же и вывела Gamecube на рынок по более низкой цене. За три дня в Европе продано 500 тыс. штук NintendoGamecube. Чтобы продать столько же приставок XBOX, Microsoft потребовалось около года.

 

Дорогой билет

«Входной билет» на рынок игровых приставок стоит около $1 млрд. Как сообщил «Ко» исполнительный директор компании «Новый диск» Дмитрий Бурковский («Новый диск» представляет интересы Nintendo в России), «для разработки и запуска в производство игровой приставки нового формата требуется как минимум $1 млрд. Во всяком случае, Microsoft собирается потратить $1 млрд только на маркетинг XBOX». На рынке игровых приставок всего три игрока (см. раздел «Три богатыря и никого более»), которые пристально следят за действиями соперников.

Узнав о готовящемся выходе на рынок приставки Gamecube, Microsoft снизила цены на свою приставку XBOX до $227 – именно с этого уровня собиралась стартовать Nintendo, выводя на рынок новую приставку.

Nintendo, подарившая миру покемонов и приставку Dendy, была уверена, что ее новое «оружие» станет самым дешевым на рынке, что позволит ей сильно потеснить конкурентов. Действия Microsoft стали для Nintendo громом среди ясного неба. Однако менеджмент Nintendo быстро пришел в себя, и за десять дней до выхода Gamecube компания объявила о значительном снижении цены на новинку.

После этого в ценовую войну решил ввязаться и третий игрок на рынке приставок – компания Sony снизила свои цены на приставку PlayStation.

 

Монстры снижают цены на приставки

Компания

Цены ($)

Старые

Новые

Microsoft

319

227

Nintendo

227

181

Sony

114

81

 

Бизнес на «запчастях»

Приставки обычно продаются по цене ниже себестоимости. Эту «недостачу» впоследствии покрывает пользователь, покупающий специальные CD с лицензионными играми. (Форматы, в которых записаны игры Nintendo, Sony и Microsoft, отличаются друг от друга, и в условиях жесткой конкуренции компании едва ли договорятся о едином формате).

Nintendo теряет на каждой приставке $30 – 40. Поскольку лицензионное отчисление с одного экземпляра игры составляет порядка $10, то каждая приставка начинает окупаться после продажи трех-четырех игр.

По разным оценкам, продавая приставку XBOX по цене $300, Microsoft теряет на каждой из них около $150. Следовательно, для того чтобы окупить одну приставку, Microsoft должна продать 15 игр, а это по меркам рынка приставок очень много. Так что резкое снижение цены на XBOX, скорее всего, объясняется желанием Microsoft во что бы то ни стало закрепиться на этом рынке. Приставка XBOX очень мощная, она имеет шанс прожить на рынке дольше обычного. Как правило, жизненный цикл приставки составляет четыре-пять лет, но Microsoft, судя по всему, планирует заставить XBOX посоревноваться не только с нынешним, но и со следующим поколением приставок-конкурентов. Поэтому компания готова идти на убытки ради будущих прибылей. (Подробнее об XBOX читайте в «Ко» №198 от 21 января 2002 года.) Что касается Sony, то ее приставка PlayStation сейчас вышла на уровень безубыточности. Ранее компания теряла на каждой приставке порядка $100, но благодаря «широкому брэндингу» (см. раздел «Правила игры») Sony сумела продать необходимое количество CD и «отбить» свои деньги.

 

Нет пиратов – нет продаж

Приставка SonyPlaystation продается в России официально. Основной поставщик – российский дистрибутор VellodImpex. По оценке менеджера по маркетингу московского представительства SonyOverseas Ильгара Ибрагимова, в России, Украине и странах Средней Азии с 1995 года с учетом «серого» импорта продано около 1 млн экземпляров SonyPlaystation.

Что касается SonyPlaystation 2 (PS 2), то московский офис начнет их продажи в России осенью. «Серые» поставщики продали в России порядка 5 тыс. Playstation 2 по цене примерно $300.

Поставками в Россию игр для приставок Sony занимается компания «Софтклаб». Ее коммерческий директор Андрей Давлетчин считает, что пираты – главная российская «головная боль» всех производителей игровых приставок. По мнению Давлетчина, воевать с пиратами должна милиция – экономическими методами бороться с ними бесполезно. Давлетчин говорит, что даже Microsoft, ранее призывавшая всех бороться с пиратством, сейчас «просто капитулировала».

«Мы не планируем продавать приставки XBOX в России, – заявляет гендиректор Microsoft в России Ольга Дергунова. – Такое решение обусловлено широким распространением нелегальных программ в России и странах СНГ. Бизнес-модель продаж приставки предусматривает сбыт программного обеспечения в дополнение к устройству, а не продажу самих устройств». По «серым» каналам в России продано не более 100 приставок XBOX по цене $400 – 450.

Gamecube защищена от пиратов лучше. Диски для новой приставки записываются по новой технологии Philips – частота лазера, используемого при записи дисков Gamecube, отличается от частоты, на которой пишутся диски для компьютеров. Перед пиратами стоит серьезная задача – заполучить эту новую технологию. «В России запуск NintendoGamecube запланирован на июнь, на нашем рынке приставка будет стоить порядка $220. До конца 2002 года планируется продать около 2 тыс. штук Gamecube. А за год – к маю 2003 года – 4 тыс. штук. По «серым» каналам уже продано около 300 приставок в американской версии», – сообщил «Ко» Дмитрий Бурковский.

Лицензионные игры у всех производителей стоят от $45 до $60, а средняя розничная цена пиратской копии в РФ – $5. В итоге ситуация на российском рынке приставок напоминает замкнутый круг. Не станет дешевых (пиратских) игр – не будет и массовых продаж приставок. Если же пиратские игры будут пользоваться популярностью, то не станут продаваться лицензионные игры, на которых и строится весь «приставочный» бизнес.

 

Три богатыря и никого более

В английском языке эти устройства называют console (реже videogames). Приставка подключается к телевизору либо монитору компьютера. Для игры требуется катридж или диск с записанной на него игровой программой.

Рынок игровых приставок создала японская Atari в середине 1970-х. Эта компания выпустила первую приставку, «поиграла» немного в новый вид бизнеса и… бросила эту затею. Ныне Atari приставок не выпускает, но тем не менее сохраняет присутствие в электронном игорном бизнесе – компания производит программы для приставок.

Первой массовой приставкой стала Famicom (она же NES - Nintendo Entertainment System), созданная японской Nintendo в 1983 году.

Nintendo ни секунды не сомневалась в перспективности нового рынка и, воспользовавшись всеми преимуществами первопроходца (фактически Nintendo и была первопроходцем, поскольку Atari на эту роль не претендовала), стала одним из крупнейших его игроков.

Другой монстр – японская Sony вышла на рынок игровых приставок в 1994 году. Sony наступала широким фронтом: компания рассматривала производство игровых приставок как составную часть своего бизнеса в области мультимедиа и индустрии развлечений. В мультфильмах, компьютерных играх и в Интернете Sony перекрестно эксплуатирует одни и те же образы, делая их более узнаваемыми, а значит, и продаваемыми. Благодаря комплексному подходу Sony стала вторым крупнейшим игроком этого сектора. Если Nintendo ориентирует свою продукцию на подростков, то Sony «изобрела» рынок игр для людей старше 20 лет.

Microsoft начала свое наступление на рынок игровых приставок в 2001 году. Козыри Microsoft – огромный маркетинговый бюджет и новизна продукта, благодаря которой жизненный цикл XBOX может быть дольше, чем у приставок, производимых конкурентами.

Еще по теме