Top.Mail.Ru
архив

Илон Маск: железный человек

21.08.201500:00

В первую неделю августа американский производитель электромобилей Tesla Motors представил роботизированный зарядный механизм для электромобиля. 37-секундное видео зарядки  автомобиля Tesla Model S было опубликовано в социальных сетях. Спустя 15 часов после публикации количество просмотров видео на YouTube превысило 700 000. Устройство тут же получило прозвище Snake («Змея»).

«Мы работаем над зарядным устройством, которое выдвигалось бы из стены и само подключалось к автомобилю, как змея из металла», – описывал 31 декабря 2014 г. тогда еще перспективную разработку основатель Tesla Motors Илон Маск.

Что из этого выйдет, пока никому не ясно. Но Илон Маск известен тем, что поначалу делает мало кому понятные вещи, не вызывающие особого доверия и желания вложить в них деньги. А потом чудесным образом они приносят неплохую и даже очень хорошую прибыль. Из раза в раз. Именно так Илон Маск и стал миллиардером. 

С 2003 г. Tesla Motors занимается созданием электромобилей и разработкой альтернативных источников питания. Первая серийная модель автомобиля, Tesla Roadster, была выпущена в 2008-м. Через год был представлен седан Model S, первый экземпляр которого сошел с конвейера в 2012-м. В данный момент компания готовит к выпуску внедорожник Model X с электродвигателем. 

Неизвестно, кстати, кто больше ждет Model X – покупатели или топ-менеджмент. Поскольку модельный ряд Tesla пока весьма скромен, с объявлением о грядущем пришествии Model X продажи Model S почти замерли: все стали ждать новинку. Несколько дней назад Tesla объявила о том, что имеет уже 30 000 заказов на Model X. И эта информация была позитивно воспринята инвесторами. 

Что же касается Model S, то, как сообщает специализированный портал EV Inside, в июле было заказано 1600 моделей, а за тот же период прошлого года – 2800. По сведениям прессы, целевой показатель продаж Model S на 2015 г. составляет 55 000 авто. Но чтобы выйти на него, Tesla должна во второй половине этого года исполнить непростой финт: продать на 50% больше, чем в первой половине. 

Официально эти цифры компанией не подтверждаются. Прояснить картину мог бы, наверное, сам Илон Маск, но он молчит. Впрочем, опубликовать финансовые показатели за I полугодие пришлось, и эти данные говорят о том, что Tesla деньги зарабатывает, но ей их не хватает. Так, во II квартале  продано машин на $955 млн, однако потребность в инвестициях в развитие столь велика, что на это пошли все полученные средства и немножко больше, и в результате итогом стали убытки в $184 млн. Резервы наличных средств упали в конце июня 2015 г. до $1,15 млрд, хотя в конце декабря 2014 г. они составляли $1,9 млрд. У Tesla Motor имеется открытая кредитная линия на $500 млн и есть надежда на ее увеличение до $750 млн, чего должно хватить на доведение до ума Model X. Этих внедорожников планируется в 2016 г. продать 83–93 тыс. 

И опять-таки, никак не получается логическим путем прийти к выводу, удастся это все Илону Маску или нет. С ним так всегда.

Судьба эмигранта

Илон Маск родился в 1971 г. в Южной Африке, в Претории, в семье инженера и бывшей канадской модели. Его родители развелись, когда мальчику было 9 лет. Так что детство его розовым не назовешь. Как пишут биографы миллиардера, он учился самостоятельно, иногда проводя за книгами по 10 часов в день. Интересовала его научная фантастика, а потом и не только она. В 9 лет у него появился первый компьютер, в 12 Илон Маск сам написал компьютерную игру – «стрелялку», по его собственным воспоминаниям, довольно тривиальную, но достаточно хорошую, чтобы некий компьютерный журнал купил ее за $500. По нынешним ценам, это $1200, и совсем неплохо для 12 лет. 

Кстати, человека Илон Маск тоже концептуально видит как компьютер: тело и мозг – «железо», а мышление, знания, представления, привычки, личность – софт. По Маску, процесс познания сродни загрузке компьютера. И с этой точки зрения загрузка со слов преподавателей на уроках – дело долгое и непродуктивное. Чтение – быстрее и эффективнее. 

Родившись в Южной Африке, Илон Маск как-то не воспринял душой ценности и культуру африканеров. Землей обетованной для него стала Силиконовая долина, так что в 17 лет он оставил родину. Поскольку его мать была гражданкой Канады, ему было проще именно туда и эмигрировать. На первых порах приходилось соглашаться на любую работу и почти год балансировать на грани нищеты. Вскоре Маск поступил в Королевский университет в Онтарио, где познакомился с будущей матерью пятерых своих сыновей (двойняшек и тройняшек). Еще через какое-то время по каналам студенческого обмена он оказывается в университете уже в американской Пенсильвании.

Постоять на входе

В какой-то момент Илону Маску пришлось определяться, чем заниматься в жизни. Такой период рано или поздно наступает у каждого, но далеко не каждый в поисках вариантов не задается вопросом, чем могут помочь родные и друзья или какие специальности будут востребованы в ближайшие десятилетия, а задумывается буквально о судьбе человечества и о своей роли в ней. А вот Илон Маск начал поиски направления применения своих сил с того, что, как он рассказывал журналистам, задумался: что самым решительным образом повлияет на будущее человечества? Его личный ответ на этот вопрос состоял из пяти пунктов: Интернет, возобновляемая энергетика, космические исследования, особенно колонизация других планет и вообще жизнь за пределами Земли, искусственный интеллект и перепрограммирование генетического кода человека. На таком уровне о своем личном будущем рассуждают редко. А Илон Маск засомневался в успехе и – особенно – моральной безупречности двух последних пунктов, не увидел себя в космосе, и это оставило ему две сферы интересов – Интернет и возобновляемую энергетику. По ходу жизни он и к космосу подобрался довольно близко и самым непосредственным образом. А вот однозначности в оценке манипуляций с искусственным интеллектом и генетическим кодом не прибавилось.

И вроде бы Илон Маск решил стартовать с возобновляемой энергетики, для чего после колледжа поступил в аспирантуру Стэнфордского университета, намереваясь заняться исследованиями передовых технологий аккумулирования и хранения энергии. Именно это направление он считал наиболее значимым для всего сегмента возобновляемой энергетики и создания эффективного электромобиля. 

Но буквально через пару дней после начала курса (а дело было в 1995 г.) ему взбрело в голову, что все-таки нельзя упускать возможности, которые открывает Интернет. Он решил, что не может позволить таким событиям пройти мимо, и счел необходимым к ним подключиться, чтобы сделать Интернет лучше для всех, разумеется. 

Проблема была в том, что Илона Маска с его суперблагими намерениями нигде не ждали. В том же 1995 г. он попытался получить работу в гремевшей тогда компании Netscape. Попытки состояли в том, что Маск заходил в здание штаб-квартиры и какое-то время, не имея никаких договоренностей о встрече, отирался в лобби, а потом уходил.

Братская самодеятельность

С Netscape ничего не вышло. Единственным доступным и реальным ходом стало создание собственного интернет-бизнеса. Его он начал вместе с братом, к тому времени уже тоже перебравшимся в США. Их компания стала называться Zip2. Те, кто о ней помнит, рассказывают, что она представляла собой гибрид неких подобий современных сервисов Yelp и Google Maps задолго до появления чего-то подобного. 

Идея состояла в том, чтобы убедить бизнесы: в новое время недостаточно просто числиться в телефонном справочнике, пора предоставлять справочную информацию о себе в Сети. Главным программистом компании был Илон Маск. Денег у братьев-бизнесменов не было, спали они там же, где работали, то есть в офисе, а в душ ходили в благотворительные заведения. 

Само же дело шло туго. В 1995 г. еще трудно было убеждать людей в важности Интернета, так что много раз пришлось слышать от потенциальных клиентов, что они не знают ничего глупее предложения о рекламе в Интернете. Но сам Интернет рос, росло осознание его значимости, и уже в 1999 г. – на пике периода, который теперь называют бумом доткомов, то есть бумом интернет-бизнесов, – Zip2 была куплена «дочкой» компании Compaq – фирмой AltaVista. За $307 млн. За вычетом расходов, налогов, оплаты долгов, других необходимых выплат и доли брата, Илон Маск получил $22 млн. Ему было тогда 27 лет. Жизнь, можно сказать, удалась. Можно уйти молодым на пенсию и всю оставшуюся жизнь нежиться на собственном острове в теплых морях. Можно стать инвестором-«ангелом», что почетно и необременительно. 

Не по правилам

Илон Маск всеми этими возможностями пренебрег. Да, были куплены частный самолет и спорткар McLaren F1. Но все-таки большая часть заработанного снова пошла в дело. В новое и рискованное. Речь шла об электронных платежах, которыми стал заниматься стартап X.com.

В одном с ним здании находилась также занимавшаяся финансами в Интернете основанная Питером Тилем и Максом Левчиным компания Confinity, с которой компания X.com сначала конкурировала, а потом владельцы бизнесов приняли решение о слиянии, что привело к появлению сервиса, известного сегодня как PayPal.

Слияние прошло не особенно гладко. Илон Маск отныне не один рулил бизнесом, и хотя этот бизнес стремительно рос, столкновение самолюбий и мнений имело место быть. Вылилось это все в то, что в конце 2000 г., когда Илон Маск был в отъезде, его сместили с поста гендиректора компании. Как отмечают очевидцы тех событий, Илон Маск воспринял это спокойно, заявив, что с таким решением не согласен, но понимает, почему оно было принято. Впрочем, он остался в компании, продолжал инвестировать в нее свои средства и сыграл не последнюю роль в ее продаже eBay в 2002 г. за $1,5 млрд. Как ее крупнейший акционер он получил за вычетом налогов $180 млн. Илону Маску на тот момент был 31 год. И в его списке самых важных для человечества вещей было еще несколько пунктов. 

Деньги на революции

Изучать технологии ракетостроения Илон Маск начал еще до продажи PayPal. А уже после сделки $100 млн из полученных $180 млн он пустил на создание компании немыслимой и невероятной. Речь о Space Exploration Technologies Corporation, или SpaceX, миссия которой состояла в том, чтобы революционным образом изменить всю организацию полетов в космос, прежде всего за счет снижения их стоимости, что необходимо для расселения человечества по другим планетам. 

Почти в то же время, в 2004 г., Илон Маск задумал и начал революцию и в автомобилестроении, основав компанию по производству электромобилей Tesla. Ее миссия заключалась в значительном ускорении пришествия цивилизации электромобилей, что должно приблизить человечество к будущему на основе возобновляемой энергетики. На это свое начинание Илон Маск не пожалел $70 млн из личных средств. 

Оставшиеся $10 млн ему, кажется, просто жгли руки. Так что в 2006 г. он вложил их в компанию SolarCity, председателем правления и основным акционером которой является сегодня. Она должна была совершить революцию в энегетике, обеспечив миллионы домов на планете солнечными панелями. 

С точки зрения обыденного мышления все это выглядело как прожектерство много возомнившего о себе полоумного миллионера, который очень скоро миллионером быть перестанет.

SpaceX, например, к 2008 г. провела три запуска ракет собственного производства, и все ракеты взорвались, не выйдя на заданную орбиту. Успех нужен был как воздух, только он мог помочь убедить инвесторов раскошелиться, а заказчиков – передать SpaceX выгодные контракты. Но Илон Маск заявил, что у него есть деньги еще только на одну попытку. Если провалится и она, лавочка закрывается. 

Не лучше была ситуация и у Tesla Motors. У компании в 2007–2008 гг. заканчивались деньги: модель Tesla Roadster не была признана рынком. Возможно, положение не было бы столь печальным, если бы не мировой кризис, который больно ударил по автоотрасли вообще, так что было не до новинок и не до инвестиций в них. Остается добавить к этому только назревший к тому времени непростой развод, и на картине этого периода жизни Илона Маска не останется места для светлых красок. В разговоре с другом в то время он говорил, что готовится проситься жить к родственникам в гараж.

Сказку сделать былью

Все, наверное, так бы и рухнуло, если бы Илон Маск и в самом деле был полоумным и сверхамбициозным миллионером, которому сначала везло, а потом везти перестало. Но дальнейшие события заставляют думать, что он человек, генерирующий идеи, которые только кажутся фантастическими, и он строит под них очень реальные, крепкие компании. Возможно, дело в таланте. В характере. В подготовке бизнес-школы Wharton, наконец. 

Бывшие и действующие сотрудники SpaceX (Илон Маск в компании – генеральный директор и директор по технологиям) и Tesla (Илон Маск в компании – генеральный директор и Product Architect) отмечают неукротимые лидерские качества Илона Маска. Многие свидетельствуют о глубине его знаний в тех областях, в которых он занимается бизнесом, о высоком уровне и скорости мышления. Работа с ним требует постоянного напряжения. К тому же он все время не удовлетворен собой и почти никогда не удовлетворен работой других. Он часто спрашивает, почему то-то и то-то не делается быстрее. И он тиран: 80-часовая рабочая неделя для его сотрудников не редкость. Но люди как-то мирятся с этим. За зарплату, конечно. Но еще и потому, что продолжительность рабочей недели самого Илона Маска – 100 часов. В общем, это настолько яркая и неоднозначная личность, что про Маска даже сняли в январе 2015 г. эпизод культового мультсериала «Симпсоны». 

А SpaceX в сентябре 2008 г. осуществила четвертый – успешный – пуск. Это заставило даже NASA вступить в игру и отдать SpaceX контракт на 12 пусков в интересах агентства на $1,6 млрд. 

Счет пусков у SpaceX идет на десятки. NASA – их постоянный клиент. Так что на сегодняшний день на планете ракеты в космос отправляют Россия, США, Китай и SpaceX. Компания теперь работает над ракетой, на которой в космос смогут полететь не грузы, а люди, и над гораздо более вместительным космическим кораблем, который мог бы доставить на Марс сразу 100 землян. В январе 2015 г. в SpaceX вложились Google и инвестфонд Fidelity. Бизнес оценивается примерно в $12 млрд. 

Что касается Tesla, то, когда Илон Маск наскреб денег на последний раунд инвестиций в компанию, его примеру, хоть и не очень охотно, последовали некоторые другие акционеры, а через пять месяцев Daimler вложила в бизнес $50 млн. Model S оказалась гораздо успешнее предшествующей модели. Рыночная капитализация Tesla колеблется около $30 млрд. 

Фабрика солнца

SolarCity на своем сайте позиционирует себя сегодня как номер один на рынке США по предоставлению полного цикла услуг по обеспечению солнечной энергией. В 2012 г. компания стала публичной, ее рыночная капитализация приближается к $6 млрд. По сведениям СМИ, на солнечных батареях Илон Маск хочет в 2016 г. заработать $400–500 млн, а в 2017 г. – несколько миллиардов. Строится крупнейший завод по производству солнечных панелей и реализуется партнерство с Tesla, которая тоже становится игроком на энергорынке США. 

В мае Tesla представила два новых продукта – аккумуляторные системы Powerwall для частных клиентов и Powerpack – для корпоративного сегмента. Как заявил сам Илон Маск, компания уже получила 38 000 предзаказов на Powerwall. По данным Tesla, было сделано около 2500 предзаказов на комплекты Powerpack (каждый комплект – примерно по 10 устройств). Продажи систем начнутся с вводом в строй так называемой «Гигафабрики» аккумуляторов Tesla в Неваде.

Столь розовую картину просто так и тянет разбавить если не черным, то хотя бы серым цветом. Например, вспомнить о том, что заняться альтернативной энергетикой, в частности, солнечной энергией, электромобилями, а также отчасти и космосом Илона Маска подвигла не только лишь забота о человечестве, но и предлагаемые государством субсидии. Или о том, что NASA – это государственное агентство, и, стало быть, SpaceX, можно сказать, сидит на госзаказе, что всегда хорошо для бизнеса и никогда не дается без большой лоббистской работы.

Еще можно вспомнить, что проект электромобиля Илон Маск начинал в том числе и с обещания сделать его доступным, а нынешняя его цена примерно в $100 000 не выглядит такой уж демократичной. Еще обещана была широкая сеть зарядных станций, которые за полчаса заряжали бы аккумуляторы авто на 85%. Но и этого пока нет. 

Полезет в петлю?

В феврале 2014 г. состояние Илона Маска оценивалось в $8,4 млрд. Вряд ли теперь могут сложиться обстоятельства, при которых ему придется ночевать по гаражам. Хотя, с другой стороны, что такое 8 миллиардов для человека с фантазией? Новая идея Илона Маска связана с созданием принципиально иного транспортного алгоритма. Проект называется Hyperloop, или «Гиперпетля». Планами ее создания Илон Маск впервые поделился с журналистами в сентябре 2012 г. Речь, как позднее выяснилось, идет о замкнутой надземной магистрали в форме двух параллельных труб, соединенных в конечных точках маршрута. Внутри них почти со скоростью звука в условиях пониженного давления (для уменьшения сопротивления воздуха) перемещается герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. Внутри капсулы смогут разместиться до 28 человек (если повысить бюджет проекта с $6 до $10 млрд, конструкция Hyperloop позволит перевозить в одной капсуле три автомобиля). Разгоняет конструкцию электромагнитный импульс. Сама капсула пропускает воздух через полость в носовой части и выбрасывает через сопла на желобах нижней панели, образуя воздушную прослойку, – схожая технология применяется в поездах на магнитной подушке.

Большая труба, состоящая из стометровых отрезков, будет поднята на пилонах на высоту 20 м (опоры необходимо строить на расстоянии 45–90 м друг от друга). И – что важно – потребности проекта в электроэнергии смогут на 100% удовлетворять солнечные батареи, размещенные вдоль всего маршрута. Кстати, тут могут пригодиться наработки Tesla Motors и SolarCity. А SpaceX может поделиться с Hyperloop технологиями создания и использования суперпрочных сплавов. Для воплощения новой идеи в жизнь Илон Маск создал краудсорсинговую компанию Hyperloop Transportation Technologies, тем самым давая возможность всем желающим вложиться в реализацию проекта. 

 

Что такое Tesla Motors

Компания основана в 2003 г. Основатели – Джеффри Страубел, Илон Маск, Марк Тарпеннинг. Компания разрабатывает электромобили. Первая модель Tesla Roadster вышла в 2008 г. В последнее время Tesla занимается также новыми типами аккумуляторов. Штаб-квартира находится в Пало-Альто (Калифорния, США).

Что такое SpaceX

Это частная компания, принадлежащая менеджменту и сотрудникам (более 4 тыс. человек). Небольшие инвестиции в компанию сделаны фондами Founders Fund, Draper Fisher Jurvetson и Valor Equity Partners. На сайте компании отмечается, что ею выполнено почти 50 пусков, что по объему выполненных контрактов составляет $5 млрд, включая заказы от НАСА и коммерческие пуски. Штаб-квартира находится в Хоторне (Калифорния, США).

Что такое SolarCity

Компания основана в 2006 г. Основатели – братья Линдон и Питер Райвы. SolarCity, как сообщается на сайте компании, обслуживает клиентов в США в 19 штатах в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Компания располагает более чем 75 операционными центрами. Среди ее клиентов – десятки тысяч домовладений, Стэнфордский университет, американские министерства внутренней безопасности и обороны, а также eBay, HP, Intel, Walgreens, Walmart.