Top.Mail.Ru
архив

Иная жизнь

Яркие рекламные плакаты вдоль дорожек на . Такова была основная идея экспозиции. Своим максимализмом она заставляла вспомнить времена эйфории по поводу возможностей Интернета и перспектив новой экономики. Тем не менее оптимистический настрой проявляли не только организаторы, но и участники выставки. По их мнению, в период кризиса на технологическом рынке 2000 – 2002 годов прогресс не остановился. Движение вперед лишь несколько замедлилось. Более того, мы вновь стоим на пороге «большого скачка».

 

Канцлер Германии Герхард Шредер, открывая выставку, подчеркнул, что смотрит на новые технологии как на залог экономического роста его страны и всей Европы.

Следом за канцлером выступал президент Sony Corporation Кунитаке Андо. Он высказал предположение, что в будущем мы окажемся в «развивающемся мире широкополосной конвергенции». Андо определил три ключевые тенденции этого мира: персонализацию, переход всех устройств на цифровые методы обработки информации и  беспроводную связь. Президент Sony заявил, что 2004 год положит начало новой эры в индустрии высоких технологий. Правда, справедливость футурологических прогнозов такого рода была довольно скудно проиллюстрирована лишь танцующими роботами, которых корпорация демонстрирует уже давно. В начале этого года она даже привозила их в Москву. Никаких иных «гостей из будущего» у Sony в запасе не оказалось.

«Тенденция развития технологий не является линейной и однонаправленной. Перегрев технологического рынка во многом произошел из-за неосмотрительных действий самих компаний, которые пытались убедить общество в необходимости потреблять их услуги, – утверждает Андрей Морозов, президент ассоциации CBOSS, которая занимается разработкой билинговых систем для операторов телефонной связи. – Однако кризис не отменяет тенденцию углубления влияния технологий на наш образ жизни. Более того, мы вновь становимся свидетелями усиления этой тенденции».

Наглядным доказательством возрождения технологического рынка является появление десятков новых типов коммуникационных устройств, ориентированных на потребителя. Вокруг стендов их производителей ежедневно устраивались красочные шоу и толпились сотни посетителей выставки. Президент Nokia Пекка Ала-Петилла утверждает, что за ближайшие пять лет количество владельцев телефонов увеличится на 800 млн человек и достигнет 2 млрд. Молодые люди и предприниматели будут использовать телефоны нового поколения, коммуникаторы и другие «умные» персональные устройства не только для разговоров, но и с целью передачи данных. Миллиарды мультимедийных сообщений заполнят полупустые телекоммуникационные каналы и приведут к созданию новых мощных информационных узлов.  

Аналитическая компания  Gartner обращает  внимание на то, что после трехгодичной паузы, длившейся с 2000-го по 2003-й, крупные корпорации планируют обновить свой парк компьютерной техники. Это также должно привести к росту информационного рынка.

 

Аутсорсинг поневоле

 

Конвергенция была главным мотивом CeBIT-2004. Устройства становятся все более универсальными, постоянно возрастает уровень их совместимости. Один и тот же аппарат может «понимать» язык беспроводных сетей WLAN, IP-телефонию, подключаться к офисной сети и передавать информацию на экран телевизора.

Главная цель всех этих технологических изысков – повышение эффективности. Наступление информационного века сыграло злую шутку с развитыми странами. Глобальная конкуренция заставляет компании выносить производство в государства с более дешевой рабочей силой. Они могут сократить свои затраты только за счет такого аутсорсинга. Интернет и современные телекоммуникационные технологии помогли преодолеть расстояние, но одновременно  заставили западных работников конкурировать с более дешевой рабочей силой из развивающихся стран. Для того чтобы «победить» «третий мир», европейцы и американцы должны работать  быстрее и эффективнее, чем раньше. Иначе азиаты вытеснят их с рынка труда.

Процессы глобализации заставили шевелиться даже немецкие компании, традиционно очень осторожно подходившие к инновационным новшествам. Но теперь и президент германской технологической ассоциации BITKOM Вилли Берхтольд заявил на выставке, что видит в аутсорсинге один из источников конкурентоспособности национальной экономики. Алексей Рыбаков, директор российской компании Auriga, занимающейся разработкой программного обеспечения, отметил, что впервые на CeBIT немецкие компании стали активно искать возможность передать часть производственных функций российским партнерам.

 

«Одна Большая Вещь»

 

Устройства, совмещающие функции сотового телефона, персонального компьютера, факса и фотокамеры, уже не редкость.

Производители оборудования соревнуются в выпуске продукции, позволяющей сделать общение и работу с информацией максимально удобными. Nokia представила на выставке новый смартфон Nokia 9500. Это даже не трубка, а скорее мини-ноутбук с функцией сотового телефона. Модель снабжена полноценной клавиатурой. Она позволяет вечно спешащим менеджерам работать с электронной почтой, отправлять информацию через VPN-сеть, обеспечивающую безопасность беспроводной передачи данных. Правда, заплатить за смартфон придется около 800 евро.

Менеджеру будущего не придется путаться, используя разные трубки. Теперь все звонки можно принимать по одному каналу.  Компания GN Netcom представила наушник DuoLink, позволяющий при помощи Bluetooth принимать звонки с использованием различных протоколов: обычного офисного телефона, IP-телефона и мобильника.

Для менеджера, который решил поговорить с установленной на предприятии информационной системой, компания Telesnap AG представила продукт ERP-навигатор (работает на IP-телефоне Cisco 7970), позволяющий запрашивать информационную систему голосом. Команды менеджера распознаются и отправляются в систему. Полученные данные и графику можно посмотреть на цветном экране того же телефона.

Многие эксперты пытались найти на выставке ответ на непростые вопросы. Где предел конвергенции? Наступят ли времена, когда все потребности менеджера сможет удовлетворить одно устройство?

Президент Motorola Майкл Зафировски считает, что такого не произойдет: «Не будет «Одного Большого Устройства». Будет много маленьких устройств, которые смогут  взаимодействовать друг с другом». Глава департамента Siemens Information & Communication Network Томас Гансвиндт считает, что на рынке оборудования для офиса будущего основное конкурентное преимущество будет обеспечено не самими устройствами, а их взаимодействием.

 

Мобильность можно выбирать

 

Телекоммуникационные компании перестают предлагать связь по различным протоколам как отдельную услугу. Немецкий провайдер T-Mobile начал продвигать универсальную карту  TM3, позволяющую подключить компьютер к всемирной сети по WLAN, UMTS и  GPRS. Данные передаются по одному из этих протоколов в зависимости от их объема и доступности сервисов. Новая услуга стоит недешево: 35 евро за 10 часов в неделю и 70 евро – за 30 часов. К концу года сервисы  T-Mobile будут доступны в 1500 «хотспотов» и 250 городах, находящихся в зоне покрытия UMTS в Германии, Австрии и Британии. С помощью карты T-Mobile европейцы также смогут расплатиться в супермаркете или заказать товар по каталогу.

Мобильные платежи приобретают все большую популярность в Европе. Подобные технологии предложили несколько крупных производителей телекоммуникационного оборудования. Nokia совместно с Master Card продвигает систему PayPass, позволяющую оплатить покупку с помощью мобильника со специальной sim-картой. Глава департамента мобильной коммерции Nokia Том Залевски уверен, что времена, когда «мобильные кошельки» получат широкое распространение, уже не за горами.  Иную аналогичную систему под названием Digipass представила на CeBIT компания Vasco Data Security. Эта система также позволяет проводить платежи при помощи обычного телефона. Идентификационный номер абонента проверяется специальным сервером, деньги списываются со счета покупателя. Система адаптирована для недавно появившегося смартфона Sony Ericsson P800.

 

«Аська» для офиса

 

Пока же производители оборудования и отраслевые фирмы изобретают все более изощренные средства коммуникации для офисных сотрудников. Компании, разрабатывающие программное обеспечение, также готовятся получить свою часть прибыли в результате грядущего бума. Microsoft представила свое решение для мобильных менеджеров – Live Communication Server. По сути это Интернет-пейджер с расширенными возможностями. Интернет-пейджеры, например ICQ и MSN, уже давно используются офисными сотрудниками – нередко вопреки запретам системных администраторов и руководства.  

Microsoft утверждает, что ей удалось решить все проблемы, препятствовавшие превращению Интернет-пейджеров в эффективный инструмент для бизнеса. В частности, чтобы избежать перехвата корпоративной информации, сообщения передаются в зашифрованном виде. Также представители Microsoft утверждают, что через Live Communication Server нельзя «подцепить» вирус или троян. Рынок откликнулся на инициативу  компании с энтузиазмом. В 25% фирм, опрошенных Forrester Research, заявили, что собираются испытать в работе Live Communication Server. Конкурирует с этим продуктом решение от IBM –  Lotus Instant Messaging.

Еще по теме