Top.Mail.Ru
архив

Преимущество догоняющего

Два крупнейших сотовых оператора – компании МТС и «Вымпелком» – подвели итоги работы за 2003 год. Их результаты четко продемонстрировали разницу в стратегиях развития конкурентов. МТС агрессивна и стремится захватить как можно большую долю рынка. «Вымпелком» же выступает в роли догоняющего, более экономно расходуя средства. Выручка МТС составила $2,55 млрд, увеличившись на 87% по сравнению с прошлым годом, в то время как абоненты «Вымпелкома» заплатили $1,34 млрд, что на 73,8% больше, чем в 2002-м . Но за лидерство МТС пришлось заплатить немалую цену. За прошлый год компания вложила более $1,6 млрд в развитие своей инфраструктуры. Около $700 млн ушло на поглощение региональных компаний и еще $960 млн – на капитальные затраты. Благодаря этим инвестициям МТС присутствует во всех регионах России, а также владеет крупнейшим украинским оператором UMC, за который она заплатила около $380 млн, и 49% белорусской компании «Междугородная связь». Всего же у МТС более 19 млн абонентов, из них в России – 15,3 млн. «Вымпелкому» еще предстоит определить методы проникновения на Украину и в Белоруссию. По итогам года абонентская база компании составляла около 11,5 млн человек. Причем услуги «Би-Лайна» пока недоступны на Дальнем Востоке. На свое региональное развитие компания потратила более $750 млн. По мнению управляющего директора инвестиционного блока Внешторгбанка Юлия Матевосова, компания МТС благодаря сделанным инвестициям выиграла время. Но насколько эффективно она сможет использовать свое преимущество? Если МТС допустит ошибки при интеграции поглощенных компаний или при создании единой системы управления и передачи данных и потеряет время, то «Вымпелком» получит шанс догнать ее, затратив гораздо меньше средств. «Фактически МТС купила свое лидерство. Если же рассматривать органичный рост компаний, то у обеих он сравним по России», – говорит Юлий Матевосов. Руководство обеих компаний считает, что мобильная связь будет бурно развиваться еще как минимум два года. МТС запланировала вложить в развитие своих сетей в 2004 году около $1,2 млрд. При этом ее президент Василий Сидоров заявил, что компанию в первую очередь интересуют страны СНГ. «Вымпелком» в этом году планирует догнать МТС в России. Компания запланировала инвестировать в развитие бизнеса $920 млн, при этом большая часть будет направлена на укрепление инфраструктуры в регионах. Аналитик инвестиционной компании «Финам» Олег Шенкер обращает внимание на сходную динамику выручки у обеих компаний. Основной рост доходов пришелся на начало и середину года, вслед за этим последовало снижение темпов. Он отмечает, что у каждого из конкурентов это было вызвано разными причинами. «Если среднемесячная доходность абонентов МТС снизилась в связи с резким падением объемов передаваемых данных, то в случае с «Вымпелкомом» причиной явилось снижение средней цены эфирной минуты», – считает Олег Шенкер. По его мнению, эффективность использования сети станет ключевой в конкурентной борьбе между «Вымпелкомом» и МТС в этом году.

Еще по теме