Top.Mail.Ru
архив

Процент ревности

Федеральная антимонопольная служба (ранее – Министерство по антимонопольной политике) выявила нарушения в деятельности российских банков и страховых компаний, работающих на рынке розничных услуг. Антимонополисты обвиняют финансовые институты в «несвоевременном предоставлении необходимой и достоверной информации о своих услугах». Например, банки могут изменить процентные ставки по вкладам без предварительного уведомления своих клиентов. Много претензий у антимонополистов к банковским кредитам. Дело в том, что, заключая договор с клиентом, банки иногда «забывают» рассказать о дополнительных комиссиях, которые впоследствии придется оплатить заемщику (подробнее см. «Ко» №12, от 29 марта 2004 года с. 62). Практически аналогичные обвинения были выдвинуты и российским страховым компаниям. В частности, страховщики очень часто предлагают свои услуги «оптом». Например, у отечественных автовладельцев практически нет шансов застраховать свою машину только от угона, не купив «в довесок» полис страхования от ущерба. Примечательно, что ФАС в своем заявлении не назвала по именам «возмутителей спокойствия». Комментируя действия антимонопольной службы, вице-президент «Росгосстраха» Игорь Игнатьев обвинил ФАС в замалчивании информации: «Услышав очередные обвинения в том, что «многие страховые компании…», очень хочется узнать «имена, пароли, явки». В данном случае затрагиваются интересы потребителей, поэтому нужно называть тех, кто нарушает закон. В результате возникает впечатление, что ФАС просто занимается собственным пиаром, пытаясь всем доказать, что и от нее тоже есть польза». Впрочем, в неофициальных беседах сами банкиры и страховщики частично признают правомерность претензий антимонопольной службы. Например, практически все российские страховые компании в той или иной степени принуждают своих клиентов покупать сразу несколько полисов. В противном случае частнику вообще не предоставят никаких услуг. Столь же печальная ситуация складывается и в банковском розничном секторе. Наиболее показателен пример с крупнейшим российским финансовым учреждением, а по совместительству и монополистом на рынке частных вкладов – Сбербанком. В настоящее время многие клиенты «Сбера» пытаются в судебном порядке заставить банк платить по своим обязательствам. История эта длится уже более десяти лет. В свое время Сбербанк стал предлагать «детские» депозиты, по условиям которых после достижения клиентом совершеннолетия банк брал на себя обязательство выплатить сумму вклада вместе с начисленными процентами. За срок действия депозита «Сбер» многократно менял процентные ставки, в результате доходность по вкладу снизился со 190% до 16% годовых. Понятно, что такое положение вещей не устроило вкладчиков, которые стали выяснять отношения со «Сбером» через суд. И что важно, вполне успешно. Печально другое: если закон нарушается «Сбербанком», на котором де-факто держится вся российская банковская система, то чего в таком случае стоит ожидать от «простых смертных»? Впрочем, финансисты уже привыкли к обвинениям со стороны антимонопольного ведомства. Например, многочисленные судебные разбирательства Сбербанка с МАП длились несколько лет, однако ни к каким серьезным последствиям не привели. Как заявил «Ко» представитель одного из крупнейших российских банков, «со стороны антимонополистов было уже много подобных демаршей, которые, однако, ничем не заканчивались. Так что нам вряд ли стоит особенно беспокоиться». Тем не менее на этот раз ситуация может измениться. В рамках нынешней государственной политики, целью которой является ужесточение контроля над бизнесом, можно ожидать, что новоиспеченная антимонопольная служба в отличие от своего предшественника станет более ревностно исполнять возложенные на нее обязанности.

Еще по теме