Top.Mail.Ru
архив

Интеграторы с элеватора

Обычно создание и внедрение корпоративных информационных систем заказывается известным интеграторам. Холдинг «Русагрокапитал» поступил иначе: его сотрудники самостоятельно разработали систему, позволяющую руководителям принимать управленческие решения.

 

Чем крупнее холдинг, тем разнороднее его активы и тем сложнее ими управлять. По мере роста бизнеса топ-менеджерам все труднее справиться с потоками разнородной информации, зачастую управленческие решения принимаются не на основе качественного анализа дел, а интуитивно. В мире создано множество готовых программных продуктов, которые позволяют без труда провести бизнес-анализ. Правда, у этих продуктов, построенных на основе OLAP-технологий (On-Line Analytical Processing – аналитическая обработка данных в режиме онлайн), есть недостатки – они дороги, их внедрение требует много времени.

 

Слоник на компьютере

 

Развитием ИТ-проекта холдинг «Русагрокапитал» был вынужден заняться по причине быстрого роста своего бизнеса. До 1998 года, по словам президента холдинга Якова Шляпочника, менеджеры обходились «подручными средствами». «При обороте 10 – 20 вагонов в месяц (что составляет в финансовом эквиваленте $100 000 – $200 000. – Прим. «Ко») баланс велся в обычной таблице Excel одним человеком на основании ежедневного изменения товарно-финансовых потоков компании, – говорит Шляпочник. – О создании более детальной информационной системы мы задумались в 1999 году, после того как получили в управление первое агропромышленное предприятие – ОАО «Смоленский комбинат хлебопродуктов». Тогда нам потребовалась система, которая отслеживала бы не только товарно-материальный баланс, но и информацию о рынке сырья, процессах переработки, бюджете комбината, продажах, которая анализировала бы дебиторскую задолженность и комбината, и управляющей компании».

Покупать готовый информационный продукт для агробизнеса в холдинге сочли нецелесообразным. Причина, по словам Шляпочника, состояла в том, что модель работы агропромышленного холдинга в то время была еще не до конца понятна: «Все строилось с нуля, причем постоянно увеличивалось число предприятий холдинга, продажи росли. К тому же на российском рынке еще не было специалистов, имеющих опыт работы по созданию таких систем для агропромышленных холдингов».

Идею создать хранилище корпоративных данных выдвинул сам Шляпочник. В управляющей компании холдинга было организовано подразделение, в которое вошли специалисты финансового отдела. Некоторые из этих сотрудников были командированы на комбинаты. Они начали собирать информацию и предоставлять отчеты в московский офис. «Я непосредственно руководил этим процессом, сам придумывал первые формы отчетов и процедуру документооборота, сам ставил техническое задание программистам и отслеживал создание системы на каждом этапе», – говорит президент холдинга. Сложности возникли уже во время внедрения первого продукта, написанного в среде Access. «Отрасль была самая отсталая, и порой мы начинали с обучения сотрудников работать на компьютере. А на комбинатах процесс обучения даже пытались саботировать: закрывали компьютеры занавесками и ставили на них слоников», – с улыбкой признается Шляпочник.

 

Четыре бессонных года

 

Работа над созданием системы с возможностями OLAP (получившей название Agrocapital-Management) продолжалась четыре года. Затраты на ее разработку оказались действительно значительными. «Во сколько это обошлось – коммерческая тайна. Главное – это затраченное время. В течение четырех лет разработчики трудились по 18 – 19 часов в сутки. Но я могу сказать, что затраты уже окупились», – комментирует Шляпочник.

С начала 2003 года «Русагрокапитал» купил три мукомольных комбината – в Ростове, Новочеркасске и Самаре. В результате чего мощности холдинга по переработке зерна выросли почти в два раза (до 1,5 млн т в год). Сейчас в состав «Русагрокапитала» входят девять зерноперерабатывающих предприятий, три элеватора, крупная птицефабрика в Архангельской области, а также смоленский комбинат «Смолмясо» и несколько больших откормочных хозяйств. Яков Шляпочник утверждает, что сейчас благодаря информационной системе существенно облегчен процесс вхождения в холдинг новых предприятий. Если раньше требовался целый штат менеджеров, то теперь с процессом интеграции справляются несколько человек за две недели.

В «Русагрокапитале» утверждают, что с внедрением корпоративной информационной системы оборачиваемость денежных средств возросла в два раза, а объем продаж компании за последниечетыре года вырос в десять раз. В 2002-м выручка составила около $70 млн, ожидается, что в текущем году она превысит $125 млн.

Таких показателей удалось достичь благодаря тому, что процесс принятия решений получил серьезную информационную поддержку. Помимо отслеживания сделок по покупке сырья и продаже продукции Agrocapital-Management позволяет контролировать производство, учитывает кредитную политику холдинга и выполнение инвестиционных планов. Система обрабатывает все данные, а результаты анализа отражают 40 различных отчетных документов.

 

Прозрение менеджеров

 

Примеры такого рода очень редки в российской агропромышленной практике.

Ведущий разработчик Luxoft (компания занимается системной интеграцией) Рустем Файзуллин утверждает, что внедрение OLAP-систем в российских компаниях сопровождается большими трудностями. Иногда ИТ-отделы начинают свои разработки в этой области, однако в конечном итоге они все же соглашаются на «сторонний продукт», потому что для его обслуживания достаточно содержать нескольких высококлассных специалистов, а работа десятков собственных программистов слишком накладна. Часто барьеры на пути OLAP-систем создают менеджеры среднего звена, которые вдруг «прозревают» и начинают понимать, что новые информационные системы позволяют делать бизнес-процессы более прозрачными, а значит, «ловить рыбку в мутной воде» больше не удастся. В результате, по оценке Файзуллина, успешно завершается лишь треть проектов по внедрению систем поддержки принятия управленческих решений.

Яков Шляпочник считает основным достоинством своей информационной системы как раз то, что она способствовала повышению прозрачности управления компанией. «Инвесторы приходят туда, где все понятно. Чем выше прозрачность, тем больше инвестиции, – говорит президент «Русагрокапитала». – Следующая версия системы, которую мы приобретем, будет представлять собой готовый программный продукт, который нужно будет адаптировать к холдингу. Сейчас совместно с консультантами разрабатываем техническое задание для данного продукта и готовимся к проведению тендера».

Еще по теме