Top.Mail.Ru
бизнес

Иранский шанс для российского бизнеса: почему компании не спешат им воспользоваться

Фото: Fatemeh Bahrami / Anadolu Agency via Getty Images Фото: Fatemeh Bahrami / Anadolu Agency via Getty Images
За прошедший год в Дубае было зарегистрировано около тысячи российских фирм, а в Иране — не более 20. Тегеран, несмотря на все попытки дружить с Москвой на государственном уровне, остается немодным бизнес-направлением. Почему — разбиралась «Компания».

Торговый оборот между Россией и Ираном в 2023 году снизился почти на миллиард долларов, с $4,9 млрд до $4 млрд. Причем на 27,1% сократился именно экспорт из России, а из Ирана, наоборот, вырос на 15,8%. Более 80% товарного обмена состоит из сельхозпродуктов. Примерно столько же российского экспорта — тоже сельхозпродукты. Однако Иран — огромная страна, с большим количеством потребностей, которые мог бы удовлетворять отечественный бизнес, от продажи российской косметики до создания инновационных предприятий. Сейчас отечественный бизнес в Иране представлен в основном крупными компаниями: «Русагро», «Газпром», «РЖД», «Зарубежнефть», а средние и мелкие предприниматели практически не заходят на локальный рынок.

Логистика и расчеты

Предприниматель из России на условиях анонимности рассказал журналу «Компания» о своих попытках торговать с Исламской Республикой.

«Наша компания много раз заключала контракт на чечевицу, нут, но всегда были сложности, и мы не решались отправить товар из-за рисков. Обычно мы продавали это все в Турцию [свободная экономическая зона Мерсин] либо в ОАЭ. А турецкие или арабские компании оформляли процедуру транзита или реэкспорта и уже продавали в Иран. По нашей информации, там были серые платежи между Ираном и Турцией. Есть такая система переводов "Хавала" — принести наличность в пункт в Иране и выдать наличность в Турции или другой стране. Так платежи и осуществлялись», — сообщил Павел.

По словам предпринимателя, его фирма ни разу ничего не продала и не купила из Ирана напрямую, хотя было много инициатив, встреч, переговоров. Павел отмечает, что практически невозможно выйти на прямого поставщика, «очень много агентов, брокеров, перекупщиков». И платежи остаются одной из проблем. Причем система переводов в Иран через российские банки существует давно. Например, Мир Бизнес Банк, фактический филиал иранского госбанка Банк-е Мелли, который такие услуги предоставляет. Также сервис переводов в Иран есть у ВТБ и «Сбера». Но осуществлять валютные транзакции невыгодно, поскольку конвертация происходит не по рыночному курсу, а с разницей примерно в 20%. Везти наличные выгоднее, но нужны курьеры. В итоге компании просто не хотят этим заниматься.

Предприниматель отмечает, что для мелкого и среднего бизнеса наиболее подходящим транспортом остается автомобильный: «Обратная доставка в Иран всегда дешевле, чем из Ирана в Россию, так как перевозчики сами ищут обратный груз, чтобы не возвращаться пустым». Теоретически неравенство в объемах импорта и экспорта играет на руку отечественному экспортному бизнесу, поскольку цена перевозок для него оказывается в два, а иногда и в три раза дешевле, но желающих не так много. А крупные поставщики пользуются больше судоходным транспортом Каспия или железной дорогой до таможенного пункта в Астаре (город в Азербайджане). Средний и мелкий бизнес предпочитает более простой и в то же время контролируемый процесс.

Нет моды на Иран

Самый надежный и правильный способ делать бизнес с Ираном и в Иране — это зарегистрировать его в стране, поясняет генеральный директор группы компаний «РусИранЭкспо» Александр Шаров.

«За прошедший год в Дубае было зарегистрировано около тысячи российских фирм, а в Иране — не более 20. Хотя в Тегеране гораздо комфортнее и дешевле. Но нет моды у российского бизнеса на Иран», — сказал он журналу «Компания».

Для российских бизнесменов часто важнее тусовка, чем сам бизнес, отмечает эксперт. «Конечно, такой тусовки, как в ОАЭ, в Иране нет, но зато есть возможность попробовать все, что не успели в РФ в 1990-е и 2000-е. Можно создавать сети кофеин, пиццерий, производства, торговли, интернет-приложений, во многих сферах есть неосвоенные ниши. Правда, российские граждане не могут покупать недвижимость в Иране без регистрации фирмы. Но если ее зарегистрировать, то 7 лет можно не сдавать отчетность», — рассказал Шаров. Также регистрация позволяет защитить торговые марки от контрафактной продукции. Это актуально для тех, кто хочет торговать в Иране отечественными брендами. Показателен кейс с российской косметикой, которую вытеснили иранские производители контрафакта. Если бы экспортеры из РФ были бы зарегистрированы в Исламской Республике, то местные власти боролись бы с контрафактом. И так со многими видами продукции, отмечает эксперт.

«Самый простой путь — это найти юриста в Иране, заплатить ему и зарегистрировать компанию», — подчеркивает эксперт. Шаров отмечает, что в Иране очень высокая конкуренция, много местных производителей. И, чтобы наладить сеть сбыта, российскому бизнесу надо самостоятельно выстраивать всю систему. Если пользоваться местными посредниками, то дело не пойдет, так как иранцы очень искусны в том, чтобы затягивать, растрачивать чужие деньги, раздавать обещания. Они это могут делать в том числе и для того, чтобы не дать развернуться иностранным конкурентам.

Шаров не советует пользоваться и другими посредниками в торговле с Ираном, теми же турками. Турция много лет подчиняется решениям о санкциях в отношении с Ираном и также не проводит легальные платежи. Турки возят наличную валюту в Исламскую Республику, и российские предприниматели сильно переплатят, если воспользуются их услугами.

С чего начать

Каждый месяц в Иране собираются большие тематические выставки с разными категориями товаров. В них участвует большинство производителей страны. Это один из способов понять местную бизнес-специфику и войти на рынок. 

«В конце апреля открывается крупнейшая выставка экспортных иранских товаров. Она подойдет тем, кто хочет что-то закупать в Иране. А через неделю будет крупная выставка с косметикой. Причем посещение выставки бесплатное, в отличие от Дубая. Но если хочешь поставить свой стенд, то надо заплатить порядка тысячи долларов. Не такая большая сумма для среднего предприятия», — рассказал Шаров.

Можно просто приехать и погулять по выставке, собрать контакты, но надо взять с собой переводчика, поскольку иранцы не очень хорошо знают английский. Интересно, что для иранской культуры разговор на иностранном языке накладывает меньше ответственности на говорящего, чем диалог на родном. И особенно удивительно, что иранцы считают русских одним из самых хитрых народов в мире, а свойственную россиянам прямоту могут трактовать как уловку. Чтобы отечественным бизнесменам наладить нужный диалог, без толкового переводчика не обойтись, а его отсутствие можно считать одним из главных препятствий для ведения бизнеса.

В скором времени должно вступить в силу соглашение о зоне свободной торговли между Ираном и ЕАЭС. Ввозные таможенные пошлины в отношении почти 90% товарной номенклатуры будут устранены. Это может стимулировать российский бизнес к экспансии. Исламская Республика планирует увеличивать импорт продуктов животноводства к 2030 году, и, по расчетам, объемы поставок могут достичь $4,5 млрд. Особенный интерес у Ирана вызывают говядина, баранина и птица. Также страны ЕАЭС и Исламская Республика работают над созданием зоны свободной торговли и логистической сети — проект «Евразийский агроэкспресс», что позволит предпринимателям из Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана, а также из Армении более активно использовать иранский рынок. Российскому бизнесу важно занять свое выгодное место в этом процессе. Особенно с учетом тех сложностей, которые у отечественных предпринимателей сегодня наблюдаются на самых популярных направлениях: в Китае, Таиланде и ОАЭ.

Еще по теме