Top.Mail.Ru
архив

«Итеру» пока не тронут

ЗАСЕДАНИЕ совета директоров «Газпрома», состоявшееся на прошлой неделе, рассматривало кроме прочего отношения газовой монополии с компанией «Итера». Этого заседания ждали. Его боялись. К нему готовились. Крупнейшие западные СМИ рассказывали, как «Газпром» выводит активы в «Итеру» и безвозвратно ее кредитует. Конфликтный вопрос даже был вычеркнут из повестки предыдущего заседания и перенесен на январь. Однако ничего страшного не произошло. «Итеру» пока не тронут. Менеджмент «Газпрома» – тоже.

Основным решением Совета стало назначение аудитором отношений «Газпрома» и «Итеры» компании PricewaterhouseCoopers. Кроме того, правлению поручено принять меры для погашения до конца марта задолженности «Итеры» перед «Газпромом» (по предположениям миноритарных акционеров, долг составляет порядка $415 млн). Миноритарии, которые, собственно, и подняли шум по поводу вывода активов (возможно, по деликатной просьбе главного акционера – государства), считают выбор аудитора явной уступкой менеджменту «Газпрома». Ведь PricewaterhouseCoopers проверяет «Газпром» уже не первый год. И аудиторы (в отличие от Счетной палаты, тоже изучающей деятельность газовой монополии) ни разу не заподозрили «Газпром» в чем-либо незаконном.

Миноритарии разочарованы выбором аудитора. Они указывают, что PricewaterhouseCoopers не будет портить отношения с таким крупным клиентом, как «Газпром». Кроме того, по словам аналитика UFG Дмитрия Авдеева, налицо «конфликт интересов» - аудиторам, по сути дела, придется перепроверять самих себя. Ведь если нарушения будут найдены, неизбежно возникнет вопрос, почему они не были обнаружены во время прошлого аудита. В итоге Борис Федоров обвинил правительство в сговоре с менеджерами «Газпрома» и в предательстве интересов частных акционеров. Очевидно, он опасается чего-то подобного и в случае с РАО «ЕЭС».

Зато «Газпром» не скрывает удовлетворения: представители государства вели себя весьма дружелюбно. Они согласились перенести на более поздний срок обсуждение корпоративного управления и управления активами «дочек» холдинга. Было высказано недовольство малым размером дивидендов, но и решение этого вопроса отложили. Видимо, государство вполне удовлетворено решением октябрьского совета директоров, которое запретило правлению «Газпрома» совершать сделки по отчуждению активов в любых формах без предварительного одобрения совета директоров. А кто прошлое помянет, тому глаз вон.

В принципе «Газпром» не мог ждать от правительства такой уступчивости. Ведь за несколько дней до заседания Герман Греф направил Дмитрию Медведеву техническое задание на проведение аудита, в котором проницательный министр почти поэтическим стилем информировал главу совета директоров «Газпрома» о том, что «вывод активов представляет собой скорее многоканальное и многоадресное движение, чем маршрут из одной точки в другую», тогда как «анализ двусторонних отношений на основе данных одной компании упускает из виду их связи через посредников». Министр, однако, утверждает, что подготовленное его подчиненными техзадание на аудит принято советом директоров почти без изменений.

Выбором в качестве аудитора PricewaterhouseCoopers недовольна и Счетная палата, сама заканчивающая сейчас проводимый по просьбе президента аудит «Газпрома». Руководитель проверки – аудитор Михаил Бесхмельницын обижен на то, что правительство «не доверяет» госорганам, и заявляет, что ему есть что сказать по поводу отношений «Газпрома» с «Итерой».

Работающие на российском рынке консультанты прекрасно помнят, как трудно им было 6 – 8 лет назад убедить потенциальных клиентов в необходимости аудита. Потом было трудно объяснить, что, собственно, консультанты могут сделать. Сдается, что правительство, до сих пор пользовавшееся скорее услугами отдельных консультантов и специалистов, присланных иностранными правительствами (а не помощью крупных консалтинговых компаний), имеет о работе консультантов и аудиторов примерно те же представления, какие были у российских менеджеров несколько лет назад. Очевидно ведь, что для исследования ситуации с «Итерой» нужен не аудит, а комплексный анализ финансово-экономической деятельности. Но совет директоров «Газпрома» (фактически с подачи представителей власти) заказывает почти бесполезный аудит.

На те же грабли правительство рискует напороться и в случае с двумя другими монополиями. Вскоре будет привлечен консультант по реформированию РАО «ЕЭС». Критерии отбора весьма жесткие, однако решение запоздало примерно на год. Заплатить консультанту предполагается смешную сумму – $1 млн. А попросят его всего лишь определить основные направления реформ в электроэнергетике. Дескать, концепцию мы и сами составим. Но зачем тогда консультанты?

Та же ситуация и с МПС. Во-первых, министерство будет оплачивать часть стоимости аудита самого себя. Во-вторых, и здесь нужен не аудит, а комплексный финансово-экономический и управленческий анализ. Однако правительство ведет себя как крайне неопытный заказчик. Или как эмитент акций, которому важен только вызывающий доверие инвесторов лейбл аудитора.  

Еще по теме