Как купить готовый бизнес: инструкция
Как организовать свой бизнес? Существует три основных способа: создать бизнес с нуля, открыть его по франшизе или купить готовый. Последний способ является самым простым, позволяя сэкономить время и силы.
Для того чтобы создать прибыльное дело с нуля, требуется опыт, знание рынка, умение привлекать клиентов и т. д. При открытии бизнеса по франшизе вам предоставляется лицензия на использование бренда, готовый бизнес-план, скрипты по общению с клиентами и многое другое. Однако искать помещение, закупать оборудование и нанимать персонал придется самостоятельно.
Предприниматель, купивший готовый бизнес, становится владельцем устоявшейся компании со своими поставщиками, помещениями, клиентами, сотрудниками. Все это позволит получать прибыль сразу.
Покупка готового бизнеса: пошагово
-
Определитесь со сферой.
-
Оцените перспективы рынка.
-
Найдите готовый бизнес.
-
Проверьте выбранный бизнес.
-
Переоформите компанию на себя.
Со стороны план действий выглядит довольно просто. Однако на практике нужно обращать внимание на множество разнообразных нюансов. Разберем каждый этап более подробно.
Любому человеку, решившему заняться бизнесом, важно понимать, как устроена выбранная сфера. Она должна вас привлекать. Оцените свой опыт и навыки, выберите сегмент, в котором вы в прошлом уже работали.
Проанализируйте рынок. Определите своих основных конкурентов, наметьте перспективы и возможные сложности. Будет полезно найти лидеров мнений в выбранной сфере: они часто ведут соцсети и блоги, честно рассказывая о том, как в данный момент обстоит ситуация на рынке.
Если вы выбрали комфортную для себя сферу и считаете, что сможете вести в ней прибыльное дело, самое время перейти к поиску готового бизнеса. Самый надежный способ — обратиться к брокеру. Специалист поможет с проверкой заинтересовавших компаний и оформлением документов, а также расскажет обо всех важных нюансах.
Можно подыскать компанию для покупки и самостоятельно. Объявления о продаже нередко размещаются в деловых изданиях или на «Авито». Готовый бизнес также предлагают специальные биржи в интернете, однако их надежность нужно тщательно проверять.
Важное правило — консультироваться со специалистом на каждом этапе. Обращайтесь за помощью к экспертам, брокерам, юристам. Лучше потратить больше денег на начальных этапах, чем потерять все.
Выбор масштаба
Тем, кто не имел в прошлом предпринимательского опыта, лучше покупать готовый малый бизнес. Не стоит пытаться сразу приобрести крупный актив: нехватка опыта может привести к серьезным финансовым потерям.
Самый безопасный вариант — бизнес, связанный с продажами. Это может быть интернет-магазин, точка розничной торговли и т. д. При хорошем маркетинге и налаженных цепочках поставок такой актив становится довольно легким в управлении.
Наиболее высокие риски отмечаются в сферах общепита и производства. Это бизнес для профессионалов. Он требует серьезных и разнообразных навыков. Подумайте дважды перед покупкой такого актива.
Проверить готовый бизнес
Не стоит забывать, что нельзя верить продавцу на слово. Продажа готового бизнеса может быть связана не с переездом или занятостью владельца в другом деле, а с убыточностью компании. Не уделив достаточно внимания на этапе проверки, вы рискуете получить не прибыль, а чужие долги и убытки.
Есть несколько способов проверить бизнес перед покупкой:
-
Оцените компанию глазами клиента. Посетите ее самостоятельно или наймите тайного покупателя.
-
Почитайте отзывы в интернете. Далеко не всем отзывам (как плохим, так и хорошим) можно доверять, однако, если несколько человек жалуются на одну и ту же проблему, это повод задуматься.
-
Проверьте договоры. Изучите историю арендных отношений, убедитесь в отсутствии задолженности по арендной плате и коммунальным платежам. Полезно также заказать выписку из ЕГРН, чтобы узнать, кто владеет арендованным помещением.
Отдельно стоит узнать о долгах компании. Для этого можно изучить картотеку арбитражных дел или проверить компанию на сайте Федеральной службы судебных приставов, указав в строке поиска ФИО индивидуального предпринимателя или ИНН юридического лица. Полезно будет проверить компанию и в налоговой. Для этого можно заказать выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Однако полностью исключить риски при самостоятельной проверке невозможно. Отсутствие сведений в указанных выше ведомствах еще не означает, что компания чиста. Возможно, информацию еще не успели внести. Для большей надежности стоит организовать due diligence. Это специальная процедура, в ходе которой профессионалы в разных областях проверяют компанию по ключевым параметрам.
При due diligence эксперты проводят следующие проверки:
-
Операционную. Специалисты изучают историю развития компании, дают оценку эффективности организационной структуры и персонала интересующего бизнеса.
-
Юридическую. На этом этапе устанавливается законность учредительных документов компании, права собственности, обременения.
-
Налоговую. Такой анализ позволит выявить долги по налогам, риски проверок, законность схем по оптимизации и т. д.
-
Финансовую. Специалист предоставит вам показатели бизнеса, связанные с доходами и расходами.
-
Маркетинговую. Проверка позволит выделить конкурентные преимущества компании. Специалисты оценивают ее перспективы и текущее положение на рынке.
По итогам каждой проверки готовятся отдельные отчеты. На их основе формируется общий. Процедура due diligence может стоить порядка 100 тысяч рублей, но позволит получить более полное представление о том, какой бизнес вы покупаете. Узнав все нюансы, вы можете быть уверены, что приобретаете компанию с подтвержденной прибылью и не потратите деньги впустую.
Возможные риски
-
Долги фирмы (по налогам, перед поставщиками, арендодателем и сотрудниками).
-
Плохое состояние компании (низкие прибыль и выручка, старое оборудование, непрофессиональные сотрудники, низкое качество продукции, ненадежные поставщики).
-
Испорченная репутация.
-
Бизнес завязан на личности основателя (его связях и репутации).
-
Уход старых сотрудников после продажи (особенно высоки риски, когда в компании работает человек, пользующийся высокой популярностью у клиентов).
Кроме того, существует множество различных мошеннических схем, предполагающих продажу готового бизнеса. Покупка компании — процесс, к которому стоит подходить без спешки. Если же продавец ставит перед вами крайне жесткие временные рамки и настойчиво предупреждает о том, что может продать компанию другому покупателю, скорее всего, перед вами мошенник.
Почему могут продать готовый бизнес
-
Выгорание собственника. Владелец просто устал от того, чем занимается, и решил сменить сферу деятельности.
-
Перепродажа бизнеса. Собственник в прошлом приобрел проблемный актив, разобрался со всеми трудностями и теперь продает по более высокой цене.
-
Раздел бизнеса между партнерами. Владельцев несколько, они разошлись во взглядах и решили продать общий актив.
-
Потребность в деньгах. Собственник нуждается в крупной сумме и решает вывести средства из бизнеса.
-
Неоправданные ожидания. Мечта о собственном деле сильно расходится с реальностью. Часто такие люди решают вернуться в наем, чтобы иметь работу со стабильным графиком и определенной зоной ответственности.
-
Отход от дел. Эта причина актуальна для предпринимателей пенсионного возраста. Они приходят к выводу, что заработали достаточно, и решают посвятить время семье и хобби.
-
Кредитная нагрузка. Доход компании может быть высоким. Но, если на ее открытие собственник брал кредит, возможен сценарий, при котором большую часть прибыли он вынужден тратить на погашение задолженности. В этом случае он может продать бизнес, закрыть кредит, а остаток средств инвестировать в другой проект.
-
Непрофильный актив. Бизнес, который предлагают купить, может быть частью какой-то группы. Собственник может решить, что ему больше не интересно заниматься компанией, не относящейся к его основной сфере деятельности.
Все эти причины можно назвать довольно безопасными. Как правило, в таких случаях собственник открыто рассказывает обо всем, а реальное состояние бизнеса совпадает с описываемым.
Но есть и более опасные варианты:
-
Личные причины. Жизненные обстоятельства действительно могут побудить собственника продать имеющийся у него актив. Однако нередко за личными причинами пытаются скрыть реальные проблемы, имеющие финансовую подоплеку.
-
Низкая прибыль. Иногда владелец не пытается скрыть трудности, имеющиеся у компании. В этом случае он предлагает актив по более низкой стоимости. Предприниматель, обладающий нужными компетенциями для решения имеющихся у компании проблем, может выкупить бизнес с выгодой для себя. Но такая сделка связана с рисками. И идти на них стоит лишь в том случае, если вы уверены в своих силах.
Оформление сделки
На этом этапе покупка бизнеса во многом будет определяться формой его регистрации. Важно понимать, что выкупить у индивидуального предпринимателя готовый комплекс невозможно. Приобретать активы придется по частям. Для этого необходимо:
-
Открыть ИП (подробная инструкция — в материале «Компании»).
-
Подписать договор купли-продажи на материальные активы (оборудование, остатки товаров и т. д.).
-
Договориться о переуступке прав аренды и оформить договор с собственником помещения (не стоит соглашаться на субаренду).
-
Подписать договор о передаче нематериальных активов (бренд, логотип, слоган, сайт и т. д.).
-
Заключить новые договоры с клиентами и поставщиками.
Процедура покупки ООО или АО регулируется законодательством. В первом случае существует два основных способа для перерегистрации бизнеса. Можно создать новое юридическое лицо и подписать договор купли-продажи на имеющиеся активы. Подробнее о том, как открыть ООО, «Компания» рассказывала ранее.
Этот вариант удобен тем, что у нового юрлица гарантированно не будет долгов, плохой кредитной истории и испорченной репутации. Однако и известности на рынке у такой фирмы не будет, из-за чего новый владелец рискует потерять клиентов и поставщиков.
Второй вариант — изменение состава учредителей. В этом случае вводится новый участник и выводятся старые. Кредитная история и долги юридического лица сохранятся, что является риском. Но поставщики и клиенты могут даже не заметить, что у компании сменился владелец, что гарантирует стабильность ее работы.
Сделки по приобретению АО считаются наиболее сложными. Объектом покупки в этом случае выступают акции предприятия. Нюансы их купли-продажи будут определяться сферой деятельности фирмы, уставом общества и существующими ограничениями на продажу. Без помощи юристов заключать такую сделку нежелательно.
Что дальше
Подписание договора купли-продажи отнюдь не становится финальным этапом. Не стоит ожидать, что сразу после этого вы сможете в спокойном режиме управлять бизнесом, который тут же начнет приносить вам прибыль.
На первых этапах вам также придется разобраться с налогами, онлайн-кассами, пожарным надзором, медосмотрами, гражданской обороной, штрафами, претензиями конкурентов и потребителей, использованием расчетного счета и т. д.
Не стоит забывать, что смена собственника не пройдет бесследно ни для одного бизнеса. Потребуется время, чтобы наладить все процессы. Не стоит отчаиваться, если показатели на первых этапах будут ниже тех, что вам демонстрировали при продаже. Велика вероятность, что после небольшого периода турбулентности компания вернется к стабильному доходу.
Главное — не забывать, что собственный бизнес — непрерывная работа. У предпринимателей нет стабильного графика и выходных. Вы должны быть на связи в любой момент и легко включаться в рабочую деятельность.