Госгарантии по ESG
В Росаккредитацию поступили первые заявки на получение аккредитации в качестве органов по валидации и верификации парниковых газов. Появление в национальной системе нового вида аккредитованных лиц — отклик на растущую потребность государства и бизнеса в реализации климатических проектов и обеспечении достоверности углеродной отчетности. Внедрение нового направления аккредитации напрямую связано с вопросами признания российской углеродной отчетности за рубежом.
Влияние климатической повестки на экономику с каждым годом растет. Данные о выбросах компаний становятся все более интересны инвесторам, партнерам и потребителям. У всех на слуху, например, вводимое в 2023 году в Европейском союзе трансграничное углеродное регулирование («углеродный налог») и связанные с этим сложности для российских системообразующих предприятий.
В России происходит адаптация законодательства к международной климатической повестке, формируется система управления выбросами парниковых газов. 30 декабря 2021 года вступит в силу закон об ограничении выбросов парниковых газов. Согласно ему, с 2023 года крупнейшие эмитенты будут обязаны отчитываться по своим выбросам. Для тех, у кого ежегодный объем выбросов будет составлять более 150 тыс. тонн до 2024 года и более 50 тыс. тонн в последующие годы, данная отчетность будет обязательна. Данные углеродной отчетности будут аккумулироваться в соответствующем реестре. К слову, ряд крупных российских компаний уже сегодня публикует данные о выбросах парниковых газов в рамках своей нефинансовой отчетности или отчетов об устойчивом развитии.
Законом также формируется правовая основа для реализации климатических проектов и обращения углеродных единиц. Компании смогут добровольно реализовывать проекты по сокращению выбросов парниковых газов или их поглощению. За каждый реализованный проект будут выпускаться углеродные единицы — наглядная количественная оценка климатических усилий компании. Появление нового рынка позволит российским организациям снижать углеродный след производимой продукции и предоставляемых услуг, а также вовлечь в деятельность по модернизации производственных мощностей устойчивые инвестиции.
Для получения более достоверных данных об эмиссии парниковых газов в рамках государственного учета Минэкономразвития России подготовило законопроект, согласно которому верификация углеродной отчетности независимыми специальными организациями — органами по валидации и верификации — станет обязательной. Проектом предусмотрено, что данные организации должны быть аккредитованы в национальной системе аккредитации.
На сегодня валидация и верификация парниковых газов относится к сфере добровольной оценки соответствия. При этом объектом оценки впервые служит сама информация.
Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов прописаны в новых критериях аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 707. Такие организации должны в первую очередь соответствовать положениям ГОСТов раздела о парниковых газах (14065–2014, 14066–2013, 14064–3-2007). Среди дополнительных требований — наличие профильного образования работников, навыков, опыта работы в области не менее трех лет, при необходимости — допуска к проведению работ, составляющих государственную тайну, прав пользования помещениями для осуществления деятельности в области аккредитации, сайта с информацией об организации, включая номер записи в реестре аккредитованных лиц, адрес, телефон, а также примерную стоимость работ по валидации и верификации, описание процесса работы, правила рассмотрения жалоб.
Аккредитацию по новому направлению предполагалось начать с 1 января 2022 года. Ускорить данный процесс попросили отечественные компании, поскольку на фоне пандемии COVID-19 доступ к валидации и верификации углеродной отчетности в зарубежных организациях стал затруднен или вовсе невозможен. Учитывая заинтересованность бизнеса, Минэкономразвития России предусмотрело возможность направлять заявления на аккредитацию в качестве органов по валидации и верификации уже в этом году.
В основе аккредитации лежит принцип добровольности, она носит заявительный характер, поэтому сейчас сложно прогнозировать число организаций, которые в обозримом будущем направят заявки на аккредитацию в этом перспективном направлении оценки соответствия. Область аккредитации, то есть вид и охват деятельности каждого органа, также будет индивидуален для каждого заявителя. Около десяти компаний объявили о намерении пройти процедуру аккредитации в качестве таких органов до конца года. Первые заявки поступили в Росаккредитацию в конце октября.
К настоящему моменту Служба совместно с подведомственной организацией — Национальным институтом аккредитации — создала необходимую инфраструктуру. Разработана схема аккредитации в национальной системе аккредитации для органов по валидации и верификации парниковых газов. Сформирован пул экспертов по аккредитации и технических экспертов. Сотрудники национального органа по аккредитации в ходе образовательных курсов повысили квалификацию.
Внедрение нового направления аккредитации напрямую связано с вопросами признания российской углеродной отчетности за рубежом. В первой половине 2022 года Росаккредитация планирует подать заявку на расширение области взаимного признания в рамках Международного форума по аккредитации (International Accreditation Forum, IAF) в сфере аккредитации органов по валидации и верификации на соответствие международным стандартам серии ISO 14000. IAF объединяет органы по аккредитации, сертификации и другие организации в сфере деятельности по оценке соответствия в различных областях. Именно он определяет условия признания аккредитации за рубежом. В конце 2022 года должен состояться аудит национальной системы аккредитации со стороны Азиатско-Тихоокеанского объединения по аккредитации (Asia Pacific Accreditation Cooperation, APAC) — регионального объединения, полноправным членом которого является Росаккредитация. Подтверждение результатов аудита на уровне IAF может произойти в 2023 году.
Расширение области признания предоставит российским органам по валидации и верификации парниковых газов право использовать знак IAF и возможность в перспективе получить признание их деятельности за рубежом. Тем самым иностранные органы, проверяющие отчетность, получат гарантии, что российские аккредитованные лица проводят процедуры по валидации и верификации парниковых газов в соответствии с установленными требованиями.
В результате будет обеспечено доверие к национальной углеродной отчетности, в том числе при экспорте произведенной в России продукции за рубеж, а это уже прямой путь к сокращению издержек при выходе на внешние рынки.