Top.Mail.Ru
архив

Как снижать издержки?

«Надо снижать издержки!» – так сегодня формулируют свою задачу руководители многих предприятий. Напрашиваются два вопроса: зачем и, собственно, как?

Можно сколь угодно долго рассуждать про важность управления затратами, конкурентные преимущества, ценовые войны и уровни рентабельности, однако основным и наиболее распространенным стимулом к разработке программ снижения издержек является ухудшение платежного состояния компании. Когда борьба с нехваткой финансовых средств путем урезания объема платежей уже привела лишь к накоплению кредиторской задолженности, проблема снижения издержек выходит на первый план.

Вопрос снижения издержек может рассматриваться на трех уровнях: уровне задач или результатов, уровне работ или функций и уровне затрат. Но многие программы снижения издержек – равно как и, к сожалению, профессиональные советы консультантов – страдают от однобокости подхода, поскольку рассматривают только один из уровней. Как правило, последний – собственно затраты.

Между тем существует два «золотых правила» управления издержками, которые необходимо знать руководителю, прежде чем что-либо менять в структуре предприятия.

Правило первое. Значение имеет не абсолютная величина, а экономический «закон относительности». Расходование 100 руб. на разработку и внедрение программы снижения затрат на 10 копеек – акция бессмысленная и бесполезная, впрочем, как и экономия 100 руб. на мероприятиях, позволяющих снизить затраты на 1000 руб.

Только убедившись в адекватности результатов и организации работ, можно приступать непосредственно к анализу и снижению затрат. Это и есть период скрупулезного учета, нормирования, хронометрирования, суть которого – обоснование и оценка величины затрат.

Повысить эффективность на данном этапе можно, воспользовавшись практическим выводом из правила первого – начинайте с большего. Эффект от уменьшения расходов, составляющих половину от общей величины затрат, на 5% равен эффекту от 50-процентного снижения расходов, составляющих только 5% от всех затрат. Но трудоемкость обоснованного сокращения 50% расходов из 5-процентной доли гораздо выше, чем трудоемкость сокращения всего 5% из 50%.

Например, на некоем обрабатывающем предприятии можно сократить издержки на раскройку железа (50% затрат) и на уборку территории (5% затрат). Реализация второго варианта потребует недельного хронометража работы уборщицы и повышения эффективности ее труда (допустим, даже на треть), но результатом станет ничтожное снижение общих расходов, да и то лишь в случае, если общее число уборщиц больше трех и одну можно будет сократить. Несоизмеримо больший эффект можно получить от снижения норматива потерь листового железа с 0,0012 до 0,0006 (например), оптимизировав карту раскроя.

Правило второе. Эффект от настройки системы выше, чем от реализации программы («закон системности»). Уровень издержек только тогда станет основой конкурентных преимуществ и благосостояния компании, когда программа снижения издержек будет дополнена системой управления затратами – как на уровне организационного развития, так и на уровне планирования и контроля текущей деятельности.

Таким образом, основные принципы управления издержками можно сформулировать в виде следующей «памятки».

 

– Необходимо рассматривать не абсолютные величины, а эффективность

– Важны системность и периодичность управления издержками

– Необходима прозрачность издержек, подлежащих управлению (финансовых потоков – для президента, генерального директора; ресурсов, технологии с точки зрения эффективности – для начальников цехов, управлений)

– Необходим учет приоритетности стратегических интересов компании при принятии управленческих решений

– Необходимо обеспечить заинтересованность персонала в эффективном управлении издержками

– Эффективность функциональных подразделений оценивается с учетом альтернативных предложений по аналогичной продукции/услугам на рынке. Если анализ альтернативных предложений показывает большую эффективность, компании стоит рассматривать сценарий передачи данных функций на аутсорсинг

– Все решения принимаются с обеспечением комплексной оценки показателей (от технических, технологических параметров до финансовых).

Еще по теме