Top.Mail.Ru
архив

Трое в лодке

Сегодня на сотовом рынке Москвы господствуют компании "Вымпелком" и МТС, завоевавшие доверие 53% и 41% абонентов соответственно. В состоянии ли компания "Соник Дуо" (торговая марка "МегаФон") в обозримом будущем отвоевать у них сколько-нибудь значительную  долю рынка?

 

Операторы-ветераны стартовали в начале 1990-х. Компания "Мобильные ТелеСистемы" летом 1994 года запустила сеть GSM-900 в опытную эксплуатацию, а в конце 1995 года - в коммерческую. "Вымпелком"(торговая марка "Би-Лайн") начал эксплуатировать сеть стандарта DAMPS в июне 1994 года, а сеть стандарта GSM - в июне 1997-го.

В середине 1990-х на рынке заметную роль играла компания "Московская сотовая связь" (МСС), работающая в стандарте NMT-450 - в конце 1995 года ей принадлежало 44% рынка. Операторы GSM начали теснить МСС лишь в самом конце 1990-х. К началу 2000 года МСС контролировала лишь около 11% рынка. Сегодня МСС вместе с компанией "Персональные коммуникации" (сеть "Сонет" стандарта CDMA-800) обслуживают в Москве менее 2% абонентов.

В соревновании между МТС и "Вымпелкомом" лидером становится то одна, то другая компания. До начала 1999 года впереди был "Вымпелком", причем его рекордное достижение (почти 55% абонентов московского региона) было зафиксировано в конце 1996 года. В первом квартале 1999-го в лидеры вышла компания МТС, которая достигла максимальной доли рынка (также 55%) к концу 2000 года.

В начале 2002 года вперед опять вырвался "Вымпелком". Свое лидерство в московском регионе (отрыв от МТС - более полумиллиона абонентов) он сохраняет до настоящего времени, причем из почти 4 млн абонентов подавляющее большинство пользуются стандартом GSM - в сети DAMPS остаются около 170 000 человек.

Если учесть, что средний счет абонента МТС в Москве в полтора раза выше, чем у абонента "Вымпелкома", а значит, по объему выручки МТС на московском рынке лидирует, то можно считать, что между МТС и "Вымпелкомом" в Москве установился паритет.

Оператор "Соник Дуо" вышел на рынок год назад и сегодня на его долю приходится около 4% рынка по числу абонентов. Запуская сеть, руководители "Соник Дуо", вероятно, рассчитывали на более существенную часть рынка, но никто из конкурентов без упорной борьбы своей доли, естественно, не уступит.

 

Три сценария

Изменение абонентской базы каждого из операторов определяется двумя величинами - объемом продаж и оттоком. Резкие изменения этих показателей крайне маловероятны. В компании "Телеком-Эксперт" были проведено исследование, моделирующее развитие московского рынка сотовой связи. Для упрощения рассуждений мы допустили, что абонентская база МСС и "Сонета" остается неизменной, а объемы их продаж и оттоки - нулевыми.

По сведениям ACM Consulting, доли МТС, "Вымплекома" и "Соник Дуо" в объеме ежемесячных продаж составляют ныне около 35%, 50% и 15% соответственно, и, как мы полагаем, в перспективе будут стремиться к выравниванию. Квартальный отток МТС и "Вымплекома" колеблется в районе 6 - 8%. У "Соник Дуо" этот показатель, по косвенным данным, может быть несколько выше, но данные об этом компания не публиковала.

При первом сценарии, который мы назовем пессимистическим для "Соник Дуо", квартальный отток составляет 6,5% у компаний МТС и "Вымплекома" и 8% у "Соник Дуо", а доли продаж выравниваются приблизительно в 2008 году. Основания для таких прогнозов есть. Сегодня у МТС и "Вымплекома" в московском регионе примерно по 1500 базовых станций, у "Соник Дуо" - около 500. От числа базовых станций зависят зона действия сети и качество связи. Компании развивают сети со скоростью одна станция в день, и для ликвидации разрыва "Соник Дуо" потребуется три года.

Однако и конкуренты в течение этих трех лет не будут стоять на месте. Кроме того, рынку в силу его инерционности потребуется еще полтора-два года, чтобы отреагировать на выравнивание качества сетей. При таком раскладе доля рынка "Соник Дуо" в соответствии с нашей моделью составит к концу 2005 года около 12%.

Второй сценарий - оптимистический. В этом случае отток для всех операторов принимаем за 6,5%. Выравнивания долей продаж удается добиться к концу 2004 года. При таком сценарии (слишком оптимистичном и потому маловероятном) доля "Соника" в конце 2005 года составит около 19%.

В реальности же, видимо, будет иметь место нечто среднее. Доля "Соник Дуо" возрастет с 8% в конце 2003 года до 15 - 16% в конце 2005 года. Этот третий сценарий естественно назвать реалистическим.

В этих рассуждениях мы предполагали, что доли продаж определяются только качеством сетей, и не учитывали зависимость продаж от объема существующей абонентской базы и от маркетинговых усилий компаний. Между тем такая зависимость существует: до 50% новых абонентов выбирают оператора по совету своих друзей и знакомых. Соответственно оператор с большой абонентской базой вправе рассчитывать на то, что его абоненты будут советовать новичкам подключаться к той же компании.

Однако советы зависят и от качества работы оператора. Если абоненты довольны своими операторами, то они будут рекомендовать компании-ветераны своим друзьям. Если же лояльность абонентов низка, то они сами при первой возможности уйдут к тому оператору, который, по их мнению, лучше. А лучшим чаще всего как раз кажется "новичок".

Расчеты основаны на том, что проникновение сотовой связи в московском регионе к концу 2005 года достигнет 75%. Впрочем, по нашим данным, доли рынка не слишком зависят от роста рынка в целом. Например, если в 2005 году сотовой связью в московском регионе будут пользоваться лишь 65%, то доля "Соник Дуо" составит около 14%. Если же сотовой связью будут охвачены 90% жителей региона (что маловероятно), то доля "Соник Дуо" увеличится до 17%.

 

Молодые & бойкие

Среди немногих преимуществ отстающего участника соревнования - возможность использовать опыт лидеров.

Это относится и к компаниям, и к странам в целом. Россия по части сотовой связи пока числится в отстающих (мобильной связью пользуется немногим более 12% населения России, в московском регионе - до 50% жителей). В Великобритании, Норвегии и Греции, где сотовой связью охвачено около 80% населения, были случаи, когда оператор выходил на рынок позже других и отвоевывал долю у ветеранов.

В Великобритании с населением в 57 млн человек действуют четыре оператора: O2 (бывший Cellnet), Vodafone, T-Mobile UK (бывший One-2-One) и Orange. Две первые компании работали в сетях аналогового стандарта TACS с января 1985 года (стандарт близок по своим характеристикам к американскому AMPS). На стандарт GSM компания Vodafone перешла в 1992 году, а О2 - в 1994-м. Два других оператора запустили сети GSM в сентябре 1993-го и в апреле 1994-го соответственно, и в первые годы сильно отставали от ветеранов по числу абонентов. В 1996 году O2 и Vodafone занимали примерно по 40% рынка (почти по 3 млн абонентов у каждого), а T-Mobile и Orange - по 10% (менее чем по 1 млн). Доли рынка всех четырех операторов начали выравниваться в 2000 году, и сейчас они практически одинаковы - в пределах 24 - 27%. Лидирует при этом компания Orange, вышедшая на рынок последней.

В Норвегии (численность населения 4 млн человек) ситуация несколько иная. Здесь действуют два оператора - Telenor Mobile и NetCom. Первый из них с 1981 года работает в стандарте NMT-450 (сегодня в этой сети только 50 000 абонентов), а с мая 1993 - и в стандарте GSM. Второй запустил сеть GSM в 1993 году. NetCom начала с нуля и в течение двух лет смогла отвоевать у Telenor 25%, а в 2001 году  контролировала уже треть национального рынка сотовой связи.

В Греции на 11 млн населения - три оператора, и все они работают в стандарте GSM. Panafon и Stet Hellas стартовали в июле 1993 года, а Cosmote - в марте 1998 года. Первые два развивались более или менее синхронно, а третий за два года после запуска догнал конкурентов и сегодня занимает более 40% рынка, оставив каждому из ветеранов менее чем по 30%.

Еще по теме