Top.Mail.Ru
архив

Капли датского короля

 В мире разгорается «эпидемия» повального интереса к Customer relationship management (CRM). В Россию новая мода только начинает проникать. Национальный российский рынок CRM находится в зачаточном состоянии, однако на нем уже просматриваются ценовые сегменты и основные группы участников.

Здесь и сейчас

На российском ИТ-рынке готовится новый бум. На роль бестселлера претендуют CRM-решения. Генеральный директор датской Navision CIS Александр Якунин говорит, что существует взрывной спрос на CRM-технологии со стороны нескольких групп клиентов. «Многие готовы покупать CRM-продукты уже сегодня. Среди желающих – банки, другие операторы финансового рынка, телекоммуникационные, а также торговые компании. Причем из ритейлеров интерес к CRM-продуктам проявляют не крупные сети типа «Седьмого континента» или «Рамстора», а те, что пока не имеют раскрученного брэнда, но хотят занять место на рынке и рассматривают CRM как один из ресурсов для достижения своей цели. Кроме того, в CRM заинтересованы производственные компании, которые имеют широкую номенклатуру и большое количество покупателей. Они совершенно справедливо видят в CRM способ оптимизировать свои отношения с покупателями», – считает Якунин. Президент московской компании Sputnik Labs Павел Черкашин тоже отмечает рост популярности CRM в России. «Есть компании, которые с удовольствием открывают для себя CRM и искренне удивляются тому, что такие технологии, оказывается, уже придуманы. Есть и другие организации, которые изобрели нечто подобное самостоятельно, разработав внутреннюю систему для организации бизнеса. Очень часто – примерно в 80% случаев – наши потенциальные клиенты уже «собрали на коленках» подобные системы», – полагает Черкашин. 

Как продать автомобиль

Александр Якунин говорит, что его компания предлагала CRM-решения еще четыре года назад, но тогда о CRM никто в России не знал. Теперь же интерес к этим технологиям налицо. Якунин считает, что новый продукт Navision attn 3.0 характерен для современных CRM: один блок программы посвящен организации продаж; во второй входит ПО для сервисной поддержки (фактически второй блок – своего рода колл-центр для взаимодействия с клиентами); третий – для тех, кто «перерос» возможности первых двух блоков и нуждается в чем-то большем. По мысли Якунина, для 75% российских клиентов достаточно возможностей первых двух блоков Navision, что же касается оставшихся, то это компании, нуждающиеся в силу специфики своего бизнеса в электронном менеджменте, в организации электронных аукционов и в других сложных функциях. Павел Черкашин считает, что технологиями CRM в России интересуются компании среднего бизнеса. «Специально для middle market мы разработали свой продукт (пока он не получил названия). Мы будем предлагать его финансовым и страховым компаниям – то есть тем организациям, в которых существуют большие объемы информации и у которых есть необходимость в оперативном информационном обмене», – говорит он. В тоже время, по мысли Черкашина, на рынке есть интерес к продуктам иного профиля: «Мы предлагаем технологию Sales Logix от американской компании Interact Commerce. Она рассчитана на тех, кто имеет дело со сложным циклом продаж – например, на торговцев автомобилями. Здесь есть несколько этапов от первого знакомства продавца с покупателем до сделки. Программа помогает сейлз-менеджеру пройти весь цикл, не упустив ни одну из возможных комбинаций. Такие технологии помогают не только сейлз-менеджерам, но и главам компаний. В частности, они позволяют руководителям компаний оценивать результаты работ сейлз-менеджеров. В России подобные программы особенно актуальны, потому что они формируют культуру продаж».

А есть ли рынок?

Национальный рынок CRM еще не сложился. Павел Черкашин считает, что российский рынок CRM сейчас пребывает в том состоянии, в котором несколько лет назад находился национальный Интернет-рынок. Генеральный директор компании «Руслан коммуникейшнз» Борис Сатовский уверен, что на национальном рынке CRM-систем успехом будет пользоваться продукция российских программистов. В конце весны «Руслан» начал продвигать «Эврику» – CRM-систему собственной разработки (См. об этом «Ко» № 20 (166) от 28 мая 2001 года). «Эврика» будет стоить около $50 тыс., тогда как продукты западного производства стоят на порядок больше. К тому же западные вендоры не слишком спешат в Россию. В США, странах Западной Европы и Юго-Восточной Азии сейчас настоящий бум CRM-технологий. Поэтому производители в большинстве своем не испытывают интереса к неприоритетному для них российскому рынку. Крупные вендоры не занимаются ни продвижением своих продуктов в России, ни их локализацией. Впрочем, некоторые западные компании все же интересуются Россией. Например, датская Navision или транснациональная SAP. «SAP предлагает хорошие решения для крупных клиентов. К концу лета эта компания, работающая в секторе high end, обещает показать новую версию своего продукта», – говорит Павел Черкашин. Таким образом, на нижнем этаже формирующегося российского рынка CRM находятся доморощенные программы, сделанные компаниями не для продажи, а для решения внутренних задач. На верхнем – дорогие решения от западных компаний brand name. В середине остается место для профессионально сделанных продуктов российских компаний и тех западных производителей, которые испытывают интерес к российскому рынку.

СПРАВКА

Что такое CRM

Customer relationship management (CRM) появился на стыке двух тенденций современного рынка. С одной стороны, компании стремятся ко все большей индивидуализации своих отношений с клиентами. Бизнес в формате one-to-one куда более эффективен, чем «безадресный бизнес». Технологии директ-маркетинга успешно применяются в секторах B2B и B2C. Это – первая глобальная тенденция. Вторая же тенденция состоит в том, что ИТ-компании в состоянии предложить «практическому бизнесу» все более гибкие программные средства, в том числе с использованием Интернет-технологий. В итоге на рынке появились CRM- решения, то есть программы для организации долгосрочных персонифицированных отношений компаний с клиентами. CRM-технологии позволяют «запомнить» профиль каждого клиента и предугадывать его действия. При помощи CRM компании управляют многими функциями – от организации рекламных акций до контроля за сейлз-менеджерами.

Варяги и местные

 На формирующемся российском рынке CRM работают и российские, и западные компании. Компания «Руслан коммуникейшнз» основана в 1992 году в качестве российско-британского СП. Занимается волоконно-оптической связью, активно работает в секторе передачи мультимедийной информации. CRM -технологиями занялась недавно. Планирует для продвижения своей «Эврики» использовать имеющуюся клиентскую базу. Корпорация Navision была образована в декабре 2000 года в результате слияния двух бывших конкурентов – датских компаний Navision Software и Damgaard, работавших на одном и том же рынке программного обеспечения. Решения Navision рассчитаны на средний бизнес. Стратегия Navision на российском рынке такая же, как и во всем мире: компания хочет оказаться в числе первых трех брэндов, действующих в сегменте среднего бизнеса. Международная корпорация SAP – один из лидеров среди производителей Интернет-решений. На базе платформы mySAP.com компании во всем мире могут конструировать свой бизнес: оптимизировать связи между клиентами и партнерами, совершенствовать логистику. Программы от SAP используют 13 тыс. компаний в 100 странах. «Дочки» SAP действуют в 50 странах. В 2000 году оборот SAP составил 6,2 млрд евро. Акции SAP котируются на нескольких биржах, включая Франкфуртскую и NYSE. Компания Sputnik Labs создана в феврале 2001 года командой российских менеджеров в области информационных технологий при поддержке фонда Sputnik Technology Ventures – подразделения одной из крупнейших в России инвестиционных компаний «Спутник». Sputnik Labs предлагает внедрение, поддержку и развитие технологий CRM, систем класса Middleware (интеллектуальное ядро предприятия), решений для электронного бизнеса.

Еще по теме