Top.Mail.Ru
архив

Хедхантер по вызову

Все существующие в природе рецензии можно разделить на две части. Первую составляют те, что были написаны рецензентом до его знакомства с другими отзывами на рецензируемое произведение. Вторую часть - соответственно, те, что после. Так получилось, что данный текст относится именно ко второй категории. Поэтому не удивляйтесь минорному настрою рецензии - значительное влияние на ее тональность оказал пресловутый эффект несбывшихся ожиданий.

Дело в том, что когда читаешь чужие рецензии на книгу Павла Беленко "Хедхантинг: Принципы и технологии", складывается впечатление, что вот оно - решение всех кадровых проблем. Найдено наконец-то! Неужели за несколько сотен рублей и примерно три часа потраченного времени (в силу "субтильной" комплекции книга наверняка прочитывается очень быстро) можно получить знания, которые помогут собрать свою "команду мечты"? Отличное предложение!

Затем вы идете в магазин и покупаете книгу. На первом же светофоре нетерпеливо открываете ее, чтобы приобщиться к накопленной десятилетиями кадровой мудрости. Боевой тон вступительного слова лишний раз подкрепляет уверенность, что книга выбрана та самая. Автор намекает, что после ознакомления с его творчеством на читателя непременно снизойдет понимание того, как и где искать стоящие кадры. Или, по крайней мере, он, читатель, научится общаться с хедхантерами так, чтобы всем в результате выходила сплошная польза.

Второй раз "Хедхантинг" открывается дома. Вы проглатываете страницу за страницей, но мудрость снисходить никак не желает. Вот этот сюжет вы уже читали в деловом еженедельнике, этот - на рекрутинговом сайте, этот анекдот за дружеским застольем рассказал знакомый HR-менеджер, а вон тот пассаж и вовсе будто бы списан из рубрики "Карьера" женского глянцевого журнала. Реальность вступает в неумолимое противоречие с вашими иллюзиями.

Значительная часть книги посвящена обстоятельному рассказу о том, какими бывают рекрутинговые компании. Как несложно догадаться, они делятся на те, что ищут персонал высшего класса и работают с каждым кандидатом в индивидуальном порядке (т. н. executive search); те, что также индивидуально подходят к поиску персонала среднего уровня; те, что ищут середняков, но "конвейерным" методом, и те, что, грубо говоря, занимаются размещением и обработкой анкет, отбирая сотрудников по чисто формальным признакам. В принципе, данная часть книги, несмотря на скучный ее пересказ, является наиболее познавательной и интересной. Российский рекрутинговый рынок - очень закрытый. Поэтому всякая попытка его структурировать, тем более со стороны человека, знающего этот рынок "изнутри", будет по умолчанию интересна. Правда, вывод из своего исследования автор делает очень уж простой. Дескать, как и во всех остальных профессиях, в рекрутинге есть свои настоящие мастера, крепкие ремесленники и ремесленники, скажем так, некрепкие. Все они важны для поддержания баланса на рынке. Но нужно всегда отдавать себе отчет, кому и какую работу вы поручаете. Естественно, что нецелесообразно искать уборщицу методом executive search, как и нецелесообразно искать финансового директора путем размещения вакансии в общедоступной части Интернета. Хуже становится, когда дело доходит до практики. Конечно, никто и не ждал, что господин Беленко вдруг устроит аттракцион неслыханной щедрости и раскроет почтенной публике самые сокровенные секреты своего мастерства. На некоторую часть этих секретов рассчитывать читатели вполне могли. Но получили лишь несколько общих фраз. Так, например, лучшим способом удержания людей в компании и их "защитой" от хедхантера, по словам автора, является "создание в компании атмосферы, при которой сотрудники не хотят расставаться со своим местом работы". Что, разумеется, логично, но очень уж неконкретно.

То, что у Беленко достаточно знаний и компетенции, чтобы написать по-настоящему глубокую книгу на тему хедхантинга, - очевидно. Тема интереснейшая, автор располагает "живой" фактурой... Непонятно только, кто и зачем решил выхолостить все это до формата "покет-бука". Уровень деловой книги объемом не измеряется. Однако, чтобы получить почетное звание "деловая", "Хедхантингу" отчаянно не хватает глубины. Эта книга, скорее, - очень краткое введение в профессию рекрутера, нежели труд, обладающий серьезной педагогической ценностью.

 

Выходные данные

"Хедхантинг: Принципы и технологии" Павел Беленко; "Питер", 2005 год. Тираж: 3000 экз.

Еще по теме