«Хватай мешки – вокзал отходит»
Высокая конкуренция в сегментах российского потребительского рынка, уже поделенных между крупными игроками, не останавливает иностранные корпорации, пока не имеющих здесь заметной доли.
Франко-испанская компания Altadis приобрела контрольный пакет акций ярославской табачной фабрики «Балканская звезда», а голландская корпорация Heineken – 100% акций холдинга ЦЕПКО, владеющего двумя пивоваренными заводами в Нижнем Новгороде и Башкирии. Обе компании входят в число крупнейших мировых производителей (сигарет и пива соответственно), но в нашей стране по сравнению с конкурентами занимают довольно слабые позиции. У Altadis вообще не было производственных мощностей в России, свои сигареты (основные марки – Gitanes и Gauloises) компания импортировала и сумела завоевать лишь 0,1% рынка. Heineken в начале 2002 года купила успешно развивающийся завод в Санкт-Петербурге (марки «Бочкарев» и «Охота») и год спустя наладила там производство своего ключевого брэнда. Но на долю этого завода приходится менее 5% производства пива в России, причем пивоварня уже работает на пределе своей мощности. А марка Heineken пока занимает одно из последних мест среди лицензионных брэндов. По словам члена совета директоров Heineken Жана ван Боксмеера, новые предприятия позволят корпорации «достичь в ближайшие годы больших результатов на российском рынке». Altadis также надеется увеличить продажи своих ключевых марок за счет налаживания их производства на «Балканской звезде».
«Покупка мощностей, конечно, более удачный способ входа на рынок, нежели строительство площадки с нуля, но только Altadis пришла сюда слишком поздно, и догнать нас ей будет сложно», – уверен представитель одной из международных табачных компаний, владеющей производством в России. «Вместе с заводами Heineken приобрела их доли рынка, но для того чтобы это не было простым суммированием объемов продаж, а принесло более внушительный результат, необходимо инвестировать средства в модернизацию производства и развитие дистрибуции», – считает Вячеслав Меркулов, директор по продажам московского комбината «Очаково» (эту компанию Heineken надеется вытеснить из тройки лидеров пивного рынка).
Даже без неизбежных расходов на обновление производства и маркетинг покупки станут для Altadis и Heineken серьезной нагрузкой на корпоративные бюджеты, хотя по западным меркам за российские заводы они заплатили не слишком дорого: за табачный – 147 млн евро, за пивоварни, по оценке «Ко», – около 170 млн евро. Консолидированный долг франко-испанской компании сейчас составляет около 2,3 млрд евро (при годовом обороте в 9,5 млрд евро). Голландская корпорация в прошлом году потратила на поглощения свыше 1,2 млрд евро (при обороте в 9,2 млрд евро). Потребление сигарет в России в последние годы практически не растет, около 80% рынка контролируют пять международных концернов, ожесточенно соперничающих друг с другом. Так что Altadis, вероятно, придется бороться не столько за расширение своей доли, сколько за удержание позиций, завоеванных «Балканской звездой». Heineken, впрочем, может рассчитывать на продолжающийся рост пивного рынка. Но на это же надеются и лидеры отрасли, вложившие сотни миллионов долларов в создание новых мощностей, дистрибуцию и рекламу.
Неослабевающий интерес иностранных корпораций к потребительским рынкам, отличающимся высоким уровнем конкуренции и консолидации производства, где рост собственных продаж возможен за счет доли конкурента, объясняется довольно просто – доходностью на этих рынках. В пивоваренной отрасли показатель EBITDA в среднем составляет 27,5% от объема продаж (оценка UFG), в табачной – 18% (оценка «Ко»), тогда как в кондитерском производстве, например, 10%, а в молочном 9,5% (оценка UFG). Поэтому неудивительно, что в пивоварении на долю десятки лидеров приходится свыше 70% рынка (причем консолидация активов продолжается), а в переработке молока – всего 21%.